Изучение английского языка детьми с тяжелыми нарушениями речи в начальной школе (из опыта работы)

Логачёва К.В., учитель английского языка ГБОУ школы № 449

Трудно оспорить тот факт, что профессия учителя  в наше время является одним из самых значимых, но при этом нелегких видов деятельности. Современные условия жизни диктуют требования, которые должны учитываться каждым педагогом в своей работе. Одно из них – наличие в классах детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно требует внесение корректировок во многих аспекты образовательного процесса: от составления адаптированных рабочих программ по предмету до непосредственного проведения учебного занятия.

И вот передо мной, учителем английского языка, возникает вопрос: как обучать иностранному языку детей с тяжелыми нарушениями речи? Как сделать так, чтобы они смогли освоить материал посильно, полезно и эффективно?

В нашей школе изучение английского языка начинается во втором классе. Именно в начальной школе строится тот фундамент базовых лексических и грамматических единиц, который обучающийся будет использовать на протяжении всего времени изучения языка. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок, заканчивая четвертый класс, имел набор основных сформированных навыков и умений и мог правильно ими воспользоваться в нужный момент.

Исходя из этого,  я разработала ряд карточек по основным темам по английскому языку, изучаемым за курс начальной школы. Цель их создания – помощь обучающимся с тяжелыми нарушениями речи в закреплении и повторении лексических и грамматических единиц. За основу бралась актуальность использования той или иной структуры в будущих высказываниях.

Рассмотрим для примера карточку по теме «Моя семья». Она составлена с использованием материала за курс 2-4 классов (УМК “Spotlight”). Информация в ней представлена в виде таблицы, состоящей из трех разделов: лексика, грамматика и обобщающий рассказ по теме, который ребенок может трансформировать в высказывание о своей семье. Для каждого слова и предложения написан перевод и дано произношение на русском языке, чтобы обучающийся смог прочитать их в любой момент. Рекомендуется выучить рассказ наизусть, так как это поможет запомнить слова и грамматические конструкции.

Использование таких тематических карточек способствовало систематизации знаний обучающихся 2-4-х классов с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1 и 5.2). Им стало намного проще узнавать уже выученные слова и фразы при чтении незнакомого текста, аудировании. Они постепенно начинают их использовать при составлении своего собственного устного или письменного высказывания, а это значит, что английский язык уже не кажется им таким непонятным и сложным. Дети ждут новой недели, когда они получат очередную карточку. 

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что обучать иностранному языку детей с тяжелыми нарушениями речи в начальной школе возможно –  и даже, возможно, эффективно. Необходимо лишь иметь несколько подобранных специально для таких обучающихся педагогических «находок», огромный запас терпения и понимания того, что все возможно при желании. Верьте в себя и в детей, которых вы обучаете!