Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения: гимнастика Брейн  Джим

Кирияк И. В., учитель-логопед  ГБДОУ № 12

Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтель.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Американская гимнастика мозга Брейн Джим  направлена на активизацию различных отделов коры головного мозга (больших полушарий).  Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых  не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.

Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие – логическое – выделяет в каждой проблеме важнейшие  ключевые моменты, а правое полушарие – творческое – охватывает проблему в целом. Именно правое полушарие благодаря своей функции – интуиции  помогает сформулировать идею.

Взгляните на эту таблицу, в которой  условно разделены сферы специализации каждого из них,  и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности:

Левое полушарие

Правое полушарие

•    логическое– аналитическое мышление
•    анализ
•    последовательное мышление
•    индуктивное мышление
•    языковые способности
•    способности к чтению и письму
•    планирование  будущего
•    музыкальное образование
•    математические способности

•    образное мышление
•    пространственная ориентация
•    интуиция
•    дедуктивное мышление
•    чувство юмора
•    ориентация  в настоящем
•    воображение, фантазии и мечты
•    художественное восприятие

Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

На занятиях мы используем комплекс специальных  «кинезиологических упражнений», которые могут быть использованы для успешного развития и обучения как ребенка, так и взрослого.  Движения гимнастики Брейн Джим дают возможность детям задействовать те части головного мозга, которые раньше были совершенно недоступны.

Систематическое выполнение специально подобранных упражнений поможет:

  • преодолеть трудности в обучении и усвоении нового материала;
  • улучшить память, увеличить быстроту реакции;
  • развить творческое воображение, смекалку и находчивость.

Все упражнения гимнастики для мозга составляют четыре блока.

Блок № 1.  Движения средней линии.

Упражнения средней линии – это упражнения, которые помогут гармоничнее, эффективнее использовать оба полушария головного мозга одновременно.

Блок № 2. Упражнения на растяжение.

Упражнения на растяжения помогают телу принять такое положение, при котором оно стремиться вперед. Когда ребенок не может выразить то, что знает, упражнения на растяжение «оживляют его и вновь включают в работу.

Блок № 3. Энергетические упражнения.

Энергетические упражнения заставляют нейроны работать более эффективно.

Блок № 4. Упражнения, трансформирующие отрицательные эмоции в положительные.

В зависимости от активизации определённых точек  упражнения приносят успокаивающий или ободряющий эффект. Они полезны, когда ребенок находится в состоянии волнения, нервного возбуждения или в негативном настроении.

Сочетая упражнения различных блоков, можно формировать гимнастические комплексы в зависимости от поставленных целей:

  • улучшение мыслительной деятельности;
  • улучшение навыков чтения;
  • улучшение навыков письма;
  • развитие учебных навыков;
  • формирование внутреннего равновесия;
  • поддержание личной экологии.

Включение гимнастики для мозга в повседневную жизнь детей требует от взрослого создания специальной системы введения упражнений.

Этапы введения гимнастики Брейн Джим:

1-й этап – вводный. Этот этап протекает на протяжении двух недель, когда проходит адаптация детей. На данном этапе включается одно упражнение – «Стакан воды». Это базовое упражнение, которое проводится перед занятием, не требует специальных навыков –  ребёнку просто предлагается выпить воды. При кажущейся простоте это упражнение достаточно эффективно. Вода позволяет быстро обогатить мозг кислородом. Ребенок получает установку: выпил воды – настроился на занятие со взрослым. К моменту начала коррекционно-развивающей работы ребенок уже имеет сформированный условный рефлекс настройки на учебную деятельность.

2-й этап. Особенностью этого этапа является включение 2-3 упражнений в организационный момент занятия. Взрослый предлагает наиболее простой способ выполнения упражнений. Эти упражнения выполняются ежедневно, пока техника выполнения не будет усвоена каждым ребенком. Время прохождения этапа – до 2 месяцев.

Включая гимнастику Брейн Джим в систему коррекционной работы, важно адаптировать ее под лексический материал изучаемой темы, а именно придать каждому движению смысловую наполняемость.

3-й этап.  Как только все дети усвоят элементарный вариант выполнения базовых упражнений, взрослый подводит их к третьему этапу. Это этап перехода от простых движений к сложным. Кроме того  происходит и количественное изменение: взрослый доводит число выполняемых упражнений от 2-3 до 5-6. Длится третий этап на протяжении всего коррекционного процесса.

4-й этап. На этом этапе проходит интеграция упражнений гимнастики в самостоятельную деятельность дошкольников. Усвоив какой-либо элемент гимнастики, отработав его до автоматизма, ребенок непроизвольно начинает использовать его в повседневной жизни. Так, привыкнув под руководством педагога надавливать на «позитивные точки» в моменты волнения на занятии, ребенок переносит эти действия на схожие ситуации вне занятия.

Отмечено, что дети, которые выполняют гимнастику в течение года, переносят в самостоятельную деятельность такие несложные правила:

  • чтобы что-то вспомнить, нужно потереть лоб или поднять глаза наверх;
  • чтобы глаза отдохнули от чтения, рисования, нужно нарисовать в воздухе «ленивую восьмерку»;
  • если у тебя плохое настроение, нужно соединить кончики пальцев, закрыть глаза и глубоко подышать.

Время перехода на четвертый этап индивидуально для каждого ребенка и зависит от его особенностей. Роль взрослого на этом этапе минимальна: это могут быть советы («Присядь и глубоко подыши» – если ребенок, например, рассержен) или демонстрация-подсказка действий (ребенок пытается что-то вспомнить, взрослый, ожидая его ответа, потирает свой лоб).