«Время читать» в ГБОУ школа № 409

Суркова Т. А., заведующий библиотекой, 
педагог внеурочной деятельности ГБОУ школа № 409

С 2014 года в школе для обучающихся 1-4 классов на базе библиотеки ведется курс внеурочной деятельности по чтению «Время читать». За эти годы  менялось название программы, но общекультурное направление, цели и задачи оставались неизменными. Актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлена социальной значимостью проблемы чтения детей.

Данная программа согласована с основной программой по литературе, составлена для групп с разноуровневым читательским развитием с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника на основе программ «Учимся успешному чтению» (авторы: Галактионова Т.Г., Саввина С.О., Назаровская Я.Г., Жук С.Г. 2011 г.),  «Вдумчивое чтение» (автор: Посашкова Е.В. 2012 г.),  «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» (автор: Антошин М.К. 2019), «Путешествие в Страну Книги» (авторы Граник Г.Г., Соболева О.В. 2020 г.).

В программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести писателей отечественной и зарубежной детской литературы. Какие-то произведения могут оказаться сложными для некоторых учащихся. В связи с этим, ориентируясь на уровень обучающихся, допустима замена автора, произведения, сокращение и/или изменение части заданий. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

  • ориентация на возраст и читательские интересы ребенка;
  • разнообразие круга авторов, жанров и тематики литературных текстов;
  • тексты, изучаемые на занятиях (в том числе современных писателей), не дублируют, а расширяют и дополняют материал уроков литературного чтения;
  • важен принцип художественной значимости изучаемого произведения, «проверенность» многими поколениями читателей.

Программа курса построена таким образом, чтобы во время занятий происходило расширение читательского кругозора ребенка (знакомство с авторами, их произведениями и др.); совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), эффективное формирование читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними). А также осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую, творческую и волевую сферы ребенка, и также решались  проблемы нравственно-этического воспитания. Чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

На занятиях предусмотрены индивидуальная и коллективная работа обучающихся через разные виды деятельности: игровой, творческой, исследовательской, практической работы с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями, просмотр художественных и мультипликационных фильмом, поставленных по классическим произведениям мировой детской литературы. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм организации занятий: выставки, викторины, литературные игры, коллективные творческие дела, путешествия по страницам книг и т. д. Во время занятий предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, иллюстрирования, инсценирования и т.д. Использование ИКТ на занятиях позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению: презентации о писателях и их произведениях, онлайн-викторины в Интернете, игры с использованием мультимедийных технологий и т.д.

В учебных пособиях «Портфель читателя», «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению», «Путешествие в Страну Книги» представлена система заданий,

которые позволяют индивидуализировать процесс обучения в зависимости от уровня литературного развития учащегося: репродуктивного характера, аналитические, проблемные и творческие (придумай продолжение и название сказки или рассказа, посоревнуйся с поэтом: придумай необычные слова и стихи и т.д.), упражнения на развитие речевого дыхания. Работа с данными пособиями позволяет учащемуся продемонстрировать читательскую компетентность, формировать читательские умения. 

Системы оценивания на занятиях нет. Оценивание работы обучающихся происходит устно: отлично, замечательно, хорошо, получилось, не получилось, постарайся еще, подумай еще и т.д. Мониторинг  деятельности обучающихся отражается педагогом в «Оценочном листе результативности обучения обучающихся на занятиях». Данный лист заполняется в течение года, оценки традиционны – отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, в некоторых графах «+», «-». В конце учебного года подводятся итоги обучения, создается «Экран чтения».

Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно – читать, пересказывать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники, смотреть экранизации изучаемых произведений и обсуждать прочитанное, услышанное и просмотренное.  Все подчинено тому, чтобы научить ребенка любить книгу, читать ее не потому, что это «надо», а потому, что это «интересно». Наш девиз: «Читай как я, читай лучше меня!».

В 2020-2021 учебном году создана презентация – «реклама» курса внеурочной деятельности для родителей.