Партнерство детского сада и семьи – залог успешной социализации ребенка

Никитенко Е.Б., заведующий ГБДОУ № 16
Лощинская И.В, старший воспитатель ГБДОУ № 16
Кондрашина Д.Г., музыкальный руководитель ГБДОУ № 16

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания современного дошкольника, которое возможно только при объединении усилий семьи и дошкольной образовательной организации. На протяжении продолжительного времени государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за них, переложив целиком воспитание детей на общество.

В современных условиях отношение государства к семье приобрело новое значение, о чем говорится в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» статья 44 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами. Они обязаны заложить основы дружеского, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Однако в настоящее время большинство родителей детей дошкольного возраста большую часть времени проводят на работе, вовлечены в информационное пространство социальных сетей и мало внимания уделяют своему ребенку. У них не хватает времени на игры с детьми, чтение книг, а тем более нет времени на участие в жизни детского сада. 

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка», а разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования») является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и как следствие обеспечение успешной социализации дошкольников к современному обществу.

Решение вышеуказанных целей и задач стимулирует педагогов к поиску новых конструктивных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Педагоги ДОО используют разнообразные интерактивные формы работы с родителями для их привлечения к совместной продуктивной деятельности, способствующей обеспечению успешной социализации детей. Основной задачей использования интерактивных форм является побуждение родителей к конструктивному решению существующих проблем, к поиску оптимальных и разумных взаимоотношений с дошкольниками, формированию собственной (правильной) точки зрения на воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Используя традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников (консультации, беседы, родительские собрания, акции, совместные конкурсы, дни открытых дверей, праздники, досуги), педагоги детского сада разработали и включили в свою работу современные формы работы с родителями.

Представленные формы взаимодействия дают возможность привлечь основную часть родителей (независимо от их занятости и степени участия в образовательном процессе дошкольного учреждения) к активной позиции в вопросах развития ребенка – дошкольника.

Интересной и привлекательной формой взаимодействия с семьями воспитанников в ДОО стала музыкально-игровая гостиная «Обыкновенное чудо». В рамках музыкально-игровой гостиной родители (законные представители) воспитанников участвуют в совместных играх, пении, музицировании, продуктивной деятельности, что позволяет нам говорить о том, что они не только знакомятся с играми, в которые играют современные дети, но и играют в них со своими детьми; знакомят детей с играми своего детства; полученные навыки игрового взаимодействия успешно применяют в домашних условиях. Реализация данной формы взаимодействия с семьёй способствует формированию у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умения понимать своих детей, обогащает эмоциональный совместный опыт всех членов семьи, обучает навыкам взаимодействия между ними через игру, развивает интерес к совместному времяпровождению, развивает нравственные качества личности и, самое главное, способствует сплочению родителей и детей не только в семье, но и в группе.

В детском саду открыта семейная школа для родителей «Согласие», которая направлена на реализацию приоритетного направления ДОО – экологическое воспитание детей и взрослых. Совместные экологические проекты, акции, флэш-мобы, создание семейных игровых пособий, составление экологических сказок, поиск новых решений разнообразных экологических проблемных ситуаций помогает эмоциональному общению и сплочению коллектива взрослых и детей. Действующий экологический совет в рамках реализации семейной школы «Согласие» способствует сплочению и укреплению связей между дошкольниками и воспитывающими их взрослыми. Ведь ничто так не объединяет как общее дело! Эта форма взаимодействия позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, а узнав, совместно с педагогами направить общие усилия на его развитие.

Для привлечения родителей к образовательному процессу в ДОО была разработана и апробирована еще одна современная форма работы с семьями воспитанников – «Ювелир-центрум». Данная форма позволяет педагогам совместно с родителями в интерактивном режиме находить ответы на интересующие их вопросы по формированию социально успешной личности ребенка, а также открывает новые грани взаимодействия с детьми.

Основой целью работы «Ювелир-центрума» является раскрытие у детей дошкольного возраста компетенций ХХI века, которые являются составляющими социально успешной личности: творческая и познавательная активность, коммуникативные навыки, работа в команде, лидерство, самостоятельность, целеустремленность и эмоциональный интеллект. Эти компетенции являются необходимыми в современном мире. Именно дети, обладающие этими компетенциями, лучше учатся в школе, им легче найти общий язык с другими детьми и взрослыми, их целеустремленность и самостоятельность позволяет им ставить перед собой конкретные цели и достигать их. Коммуникабельные, активные, эмоционально отзывчивые люди, готовые прийти на помощь, необходимы современному обществу. Помочь родителям в познании своего ребенка, учитывая его потребности и интересы – это основная задача «Ювелир-центрума».

Как научить родителей личностно-ориентированному взаимодействию с детьми, каким образом помочь избежать страхов и неуверенности? В детском саду для таких родителей организованы тренинги «Мудрый родитель». Большой популярностью пользуются тренинги: «Я – родитель», «Из чего только сделаны девочки, из чего только сделаны мальчики», «Стили общения в семье», «Наказание или поощрение?», «Когда мать говорит так, а отец сяк, растет ребенок как сорняк», «Ура! Игра!», «Когда все вместе и душа на месте» и другие. Они направлены на повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников, а также помогают им переосмыслить себя в роли родителя, повышают их уверенность в своих педагогических силах, способствуют общению со своими детьми на доверительной основе.

Для родителей дошкольников, которые отличаются высокой занятостью на работе, дошкольное образовательное учреждение в информационно-коммуникативной сети «Интернет» использует YouTube канал «Успешкина школа». Информативные видео разной тематики находятся на канале в свободном доступе и способствуют обогащению взрослых педагогическими знаниями. На наш взгляд, такая форма работы необходима родителям воспитанников как ресурс помощи по интересующим их вопросам и для их саморазвития. Благодаря представленному нами материалу, не только родители ДОО найдут ответы на эти и другие интересующие их вопросы по формированию социально успешной личности ребенка, но и родители детей, не посещающих ДОО смогут воспользоваться материалами «Успешкиной школы».

Для транслирования опыта взаимодействия педагогов ДОО с родителями творческой группой дошкольной организации разработана серия познавательных буклетов «Карусель успеха». Они включают в себя советы по воспитанию дошкольников, разнообразные высказывания детей, имеют практическую направленность, например, подробные описания игр, экскурсий, мастер-классов и много другое. Получив красочный буклет, родители могут не только прочитать материал в спокойной обстановке, не торопясь, но и применять полученные знания на практике, при необходимости сверяясь с памяткой, которая всегда под рукой. Тематика памяток самая разнообразная: «Достопримечательности Царского Села» (куда сходить с ребенком в выходные дни), «Сказка на кончиках пальцев» (поделки из подручных материалов), «Родителям будущих первоклассников», «Правила общения в семье», «Игры для семейного времяпрепровождения», «Ребенок и компьютерные игры» и многое другое. Как доказала практика, такие буклеты заставляют родителей не только изучить предлагаемый материал, но и становиться активными участниками творческой группы по подбору материала по интересующей их теме. Поиск новой информации способствует саморазвитию и самосовершенствованию родителей, что приводит к хорошему результату в воспитании и успешной социализации детей.

На наш взгляд, взаимодействие детского сада с семьей – это нелегкий, ответственный, ежедневный, кропотливый труд, в который вовлечены все участники образовательных отношений.

Проводя анализ нашей работы, мы пришли к выводу, что родители:

  • стали чаще принимать участие в мероприятиях детского сада, городских акциях, флэш-мобах, социальных проектах и тренингах;
  • серьезно задумались над вопросами образования и социальной активности себя и своих детей;
  • открыли новые грани взаимодействия с детьми.

Нельзя не отметить, что участие во всевозможных конкурсах и проектах способствует привлечению родителей к совместной деятельности не только с детьми, но и с педагогами. В проведенной работе для нас было важно повысить уровень психолого-педагогической компетентности каждого родителя. Поэтому подводя итог всему вышесказанному, хочется подчеркнуть, что мы достигли поставленных целей, однако впереди еще много интересных совместных дел и открытий, в которых инициаторами являются не только педагоги, но и родители.