Современные методы развития вокальных способностей на начальном этапе реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Хомаковская Н.В., педагог ГБОУ ДО Дворец творчества

“Пение – самый высокий союз мира физического и духовного”.
Дж. Лаури-Волъпи

Чаще всего встреча с новым учеником впервые происходит при поступлении в творческий коллектив. Ученика надо прослушать, определить уровень исходной вокальной подготовки. Это  одна из важнейших задач на первом этапе, так как педагогу дополнительного образования предстоит определить год обучения по соответствующей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Выбор программы  практически всегда зависит от комплекса данных ученика: красоты голоса, силы, диапазона, ровности, музыкальности и уровня музыкальной подготовки, эмоциональности, общей культуры исполнения, чувства стиля, внешних данных и артистичности.

Однако чаще всего у поступающих учиться вокалу  есть  и то, что им  серьёзно мешает. Например,  есть ученики, которые в условиях экзамена теряют много положительных качеств во всех смыслах. Для них сильный раздражитель – публика, присутствие комиссии вызывает торможение деятельности некоторых отделов мозга, в результате дети могут не показать многих важных вокальных и исполнительских качеств. Как говорят, «растерялся», «не успел собраться» и т. д. А другие поступающие, напротив,  могут произвести самое лучшее впечатление, хотя в действительности обладают рядом существенных недостатков.

Общеизвестен случай неправильной оценки замечательного таланта А. Неждановой крупнейшим певцом и педагогом, профессором Санкт-Петербургской консерватории И. П. Прянишниковым, отказавшим ей в приеме ввиду недостаточности голосовых данных. Часто только длительное общение с учеником способно выявить весь его природный комплекс данных.

Первое знакомство лучше вести в форме непринужденной беседы, не приступая сразу к пению. Во время беседы ученик успеет успокоиться, почувствовать внимание и доброжелательность педагога, что поможет ему  лучше показать свои певческие возможности. В беседе с учеником важно узнать его музыкально-биографические данные, познакомиться с его общекультурным уровнем, постараться подметить особенности характера и других психических свойств.

Если при пении ученик показывает фальшивую интонацию, плохое владение ритмом, плохую музыкальную память, то реакция педагога может быть совершенно различна. Одно дело, когда ученик несколько лет учился пению или игре на каком-нибудь инструменте, слышал много музыки,— значит, его музыкальные данные действительно развиты недостаточно. А  если ученик до этого никогда не учился музыке, то весьма вероятно, что его музыкальные способности еще просто не развиты и есть перспектива их раскрытия.

Наблюдаются случаи, когда начинающий ученик не может повторить мелодию (упражнение), которую ему играет педагог. Это объясняется не плохой музыкальностью, а отсутствием привычки к фортепианному звучанию. Этот же ученик при показе того же упражнения голосом или на скрипке  легко его выполнит.

В беседе необходимо коснуться таких сведений: были ли у ученика в роду певцы, музыканты, узнать, какие мотивы побудили  его учиться пению, какую музыку он любит и слушает.

Переходя к вокальным занятиям, надо постараться создать наиболее благоприятную обстановку. Если с первых же занятий  при распевании делать замечания по технике голосообразования, то ученик будет быстро выбит из привычных ощущений, представлений, понятий и не сумеет показать присущих ему  положительных качеств.

Если поставить вопрос, с чего надо начинать занятия – с дыхания, с работы гортани или с укладки языка, то правильным был бы ответ: с того недостатка, который мешает хорошему голосообразованию. Если загрузить внимание ученика сразу многими замечаниями, то фактически он не исправит ни одного недостатка и ничего не усвоит.

Уроки с начинающими не должны быть длительными по времени, не дольше 20-25 минут с перерывами между упражнениями. Не будет ошибкой сказать, что у певца во время занятий утомляется, прежде всего, нервная система, а не мышцы как таковые. Если задание выполняется недостаточно точно, то нервная система уже утомлена, и продолжать занятия не имеет смысла, так как в утомленном состоянии рефлексы будут устанавливаться очень плохо – занятия не достигнут цели. Наилучшими условиями для образования рефлекторной связи является многократность и ежедневность повторения нужных сочетаний при неутомленной, разгруженной от лишних мыслей и  забот нервной системе. Это правило знали еще в XVII веке старые итальянские педагоги, рекомендовавшие начинающим ученикам дважды в день заниматься по 15-20 минут.

Начинать работу над голосом во всех случаях надо с центрального участка диапазона, отталкиваясь от наиболее удачно звучащих нот. Предельных верхних и нижних нот следует избегать. Крайние ноты всегда требуют определенного напряжения, так как относятся к пределам физиологических возможностей голосового аппарата ученика. Всякие предельные напряжения допустимы только тогда, когда окрепла и верно сформировалась основная часть диапазона. Под примарными (первичными) тонами понимаются тоны, «без всякого усилия берущиеся», по выражению М. Глинки. Это тоны, наиболее легкие и звучащие свободно, естественно, не напряженно, обычно находятся в середине полного диапазона.

Большую роль в выявлении примарных тонов и естественного тембра голоса играет гласный звук, который наиболее удобен ученику.

Существенным моментом является верно выбранный звук, с которого  надо начинать работу над голосом. Громкое пение, как и тихое, чаще всего мало рационально для первых этапов работы над голосом. Громкое пение у большинства связано с перенапряжением голосового аппарата и не дает проявиться лучшим тембровым качествам, а также мешает достигнуть ровности голоса на всем диапазоне.

Тихое пение на первых этапах работы приводит к «снятию звука с опоры», к «бездыханному» пению. Правильное, «опорное» пение на piano требует уже достаточного мастерства владения звуком. Хорошая работа голосовых мышц возможна тогда, когда под ними развито достаточное воздушное давление. Как показали научные исследования, дыхание является активизатором действия гортанного сфинктера, и потому дыхание должно быть достаточно задержано. М. Глинка хорошо выразил эту мысль, считая, что «начинать петь надо ни forte, ни  piano, а “вольно” – так, как естественно присуще данному голосу».

Упражнения для начинающих должны быть весьма несложными, так как все внимание ученика должно быть сосредоточено на технике голосообразования. Во всех случаях при пении упражнений следует требовать точности атаки и чистоты интонации. К этому следует приучать ученика сразу. Эти упражнения должны даваться как музыкальные попевки, как отрезки мелодии, как музыкальные мысли.

Способы совершенствования голоса. В основе совершенствования вокальных качеств всегда лежит развитие слуха. Стремясь исправить недостатки, имеющиеся в голосе ученика, педагог выбирает определенные целенаправленные упражнения, вокализы, подбирает репертуар, способный воздействовать на голос в нужном направлении. Одновременно с воспитанием слуха педагог ведет работу по улучшению деятельности голосового аппарата, вырабатывая необходимые вокальные навыки.

Показ голосом. В жизни мы многое перенимаем через подражание. Особенно легко и часто, непреднамеренно, все перенимают дети. Они копируют манеру говорить, жесты, привычки взрослых.

Следует сказать, что подражанием с успехом пользовались с самых отдаленных времен. В старой итальянской школе этот принцип обучения был основным.  Однако копирование  подвергается критике за то, что она уводит ученика от естественности звучания, которая ему свойственна. Ученик невольно копирует тембр голоса педагога, чисто интуитивно подлаживает свой голос к звучанию голоса педагога. Эти недостатки копирования действительно имеют место, но они еще не дают права полностью зачеркнуть этот метод, отказаться от его использования.

Роль слова. Упражнения. Вокализы. На занятиях по вокалу большая роль принадлежит слову, объяснениям педагога. Всякий показ сопровождается словесным объяснением. Слово помогает ученику понять то, что требует от него педагог. Оно дополняет слуховые впечатления от показа голосом. Объяснения должно даваться в четкой форме, без случайных, ненужных слов. Поскольку звуковые и мышечные ощущения не всегда хорошо поддаются точному словесному описанию, педагоги часто употребляют различные сравнения, образные выражения. Они допустимы, если понятны ученику. Слово – непременный и существенный фактор, участвующий в педагогическом процессе. Педагог по вокалу никогда не должен им пренебрегать.

Для успешного развития певческих навыков необходимо использовать все возможные пути, помогающие их формированию. Педагог должен уметь целесообразно подбирать вокально-педагогический материал для развития голоса, уметь показать голосом то звучание, которое требуется, показать те нужные мышечные движения, которыми это звучание достигается, дополнить свой показ словесным объяснением, выбрать для ученика наиболее полезные фонетические упражнения, т. е. владеть фонетическим методом.

Какой из этих путей в каждом конкретном случае будет ведущим  –   должна подсказать наблюдательность педагога. Можно хорошо показать, как произносится четкое слово, и заставить ученика скопировать, можно дать ряд специальных упражнений на тренировку артикуляционного аппарата, показать приемы активного произношения согласных. Можно дать ученику  «Попутную песню» Глинки, «Тарантеллу» Россини или другие произведения, построенные на скороговорке. Здесь сама музыка и содержание заставит артикуляцию работать максимально активно и четко. Все эти способы будут служить одной цели – активизации работы артикуляционного аппарата. Каким путем преимущественно воздействовать в каждом конкретном случае, должна подсказать интуиция педагога. Один ученик схватит четкость артикуляции из стремления выразить содержание, настроение произведения “Попутной”, а упражнения покажутся ему скучными. Другой легче отработает артикуляцию на упражнении и затем перенесет ее в произведение.

Наиболее простым видом музыкального материала, с которым приходится сталкиваться ученику, начинающему учиться петь, – это упражнения. Однако упражнения не являются уделом только первого этапа развития голоса. Они сопутствуют всей  творческой жизни.

Упражнения являются основным средством приобретения навыков – этих автоматически протекающих простых действий в любой сложной деятельности. Так и в вокальном деле упражнения служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения. Правильное зарождение звука и техника звуковедения осваиваются и закрепляются прежде всего на упражнениях.

Вокализы являются хорошим переходным материалом от упражнений к художественным произведениям с текстом для всех учеников. Однако существует иное мнение: что вокализы представляют собою произведения с искусственно нагроможденными трудностями. Конечно, в воспитании голоса можно обойтись и без вокализов. Это относится в первую очередь к тем ученикам, которые от природы обладают хорошим вокальным словом, для которых пение слов ни в малейшей степени не нарушает вокала. Однако для подавляющего большинства учеников – это малорациональный путь.

Можно научить верному голосообразованию, голосоведению, ровности голоса, привить технику беглости, развить кантилену на легких художественных произведениях. Но сознательное овладение различными видами вокализации, различными элементами техники лучше всего удается на упражнениях и вокализах.

Используемая литература

  1. Н. Б. Гонтаренко “Сольное пение”. Секреты вокального мастерства. Ростов-на- Дону, Феникс, 2008 г.
  2. К. Плужников “Механика пения”. Принципы постановки голоса. Из-во “Композитор”. Санкт- Петербург, 2006 г.
  3. Сальваторе Фучито, Барнет Дж. Бейер “Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо”. Из-во “Композитор”, Санкт-Петербург, 2004 г.
  4. В. П. Морозов “Искусство резонансного пения”, Москва, 2002 г.
  5. А. Г. Менабени “Методика обучения сольному пению”. Москва, “Просвещение”, 1987 г.
  6. А. Кравченко “Секреты бельканто”. Симферополь, Редотдел Крымского комитета по печати. 1993 г.
  7. В. И. Юшматов “Вокальная техника и ее парадоксы”. Санкт-Петербург, 2002 г.
  8. Б. Вайклъ “О пении и прочем умении”. “Аграф” 2002 г.
  9. Г. Боффи “Большая энциклопедия музыки”. Москва, из-во Астрель, 2006 г.