Волшебный мир кукол

Бегун Т.А., педагог дополнительного образования  ГБОУ школа-интернат № 67

Реализуя   программу   внеурочной  деятельности общекультурной   направленности  «Своими руками творим чудеса», которая нацелена на развитие познавательной и творческой активности учащихся, в разделе изготовление  игрушек  «Игрушечная страна»  я стараюсь приобщить  учащихся  к волшебному миру куклы, пробудить желание научиться шить игрушку своими руками и играть ею.

Изготовлением кукол  мы занимаемся третий год.   Начинали с самого простого, к примеру, делали  куклу-закрутку, куклу-крестушку. 

Создание куклы – это увлекательное занятие и интереснейшая игра. На занятиях можно не только создавать игрушку, но и изучать русские сказки, петь, слушать музыку, сочинять истории  и играть.

А для детей с ОВЗ изготовление куклы –  это еще и психологическая разгрузка после основных уроков.

В этом году с целью вызвать у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству, где  основная часть занятия – это практическая самостоятельная работа, я предложила ребятам  изготовление  кукол из носков и капрона в «чулочной» технике.   Игрушки  из носков своими руками просты в изготовлении  и не требуют от детей больших усилий.  Почти у всех, кто пробует,  получается замечательно, потому что они содержат минимум швов, а материалы легко найти в каждом доме.  Самое удивительное, что невозможно сделать две одинаковые игрушки и  никогда не знаешь, кто у тебя получится. Каждая кукла индивидуальна и неповторима, у каждой своя мимика, характер и настроение.  Они такие же разные, как и люди.               

Создавая куклу, учащиеся не просто повторяют и копируют образец,  но и вносят свое — выбирают ткань для одежды и материал для декоративной отделки.   У учащихся формируются навыки работы с различными материалами, творческая активность, развивается фантазия, мелкая моторика,  усидчивость и желание доводить начатое дело до конца.   Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер дома, они способствуют развитию самых теплых чувств,  воспитывают в человеке доброту. 

По этой же технологии,  меняя аксессуары,  можно создать забавную и  живую зверушку,  милого снеговика,  сказочных героев-домовых, которые  принесут в дом удачу.

Учащиеся  получают огромное удовольствие  от выполненной работы,  испытывают   вдохновение и  радость.  Изготовленная игрушка очень любима и важна для ребёнка, с ней ему интереснее играть и фантазировать, придумывая новые сюжеты.  Она заставляет поверить в свои силы, повышает самооценку.  А  родителям, педагогам   и   окружающим   людям   доставляет   радость   от   встречи   с рукотворной красотой.  

Я очень радуюсь, когда удаётся раскрыть творческие способности учащихся,  приятно видеть их успехи, их рост и достижения.  Работая в этом направлении,  мы получили  хорошие результаты.  Мои девочки и их куколки  активно участвуют в различных фестивалях, конкурсах, выставках и олимпиадах, где систематически становятся  победителями, призерами и лауреатами.  В этом учебном году  мы участвовали в городском фестивале-конкурсе инклюзивного художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь», в  «Мастерской  ремесел»,  в межрайонном  конкурсе  «Новогодняя сказка»,  во Всероссийском детском конкурсе «Именины Домового».

Стали призерами в городских  выставках-конкурсах  «В некотором царстве, в некоем государстве», «Я – изобретатель», в Рождественской выставке-конкурсе  для людей с ограниченными возможностями здоровья  «Творчество без границ»,  в инклюзивном конкурсе  «Территория добра»,  в Региональной олимпиаде школьников Санкт-Петербурга по технологии для детей с ОВЗ в 2020-2021 учебном году. 

Я считаю, что педагог сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело. Пассивный педагог не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Лучший пример для подражания –  личный пример, только учась самому,  можно учить других.  

Свою активную педагогическую позицию я стараюсь проявлять через участие в различных выставках, конкурсах, делясь методическими разработками с коллегами. Предлагаю для тех, кто заинтересовался технологией  изготовления кукол, следующие публикации:

  • Публикация методической разработки занятия «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» на сайте «Пятое измерение. Центр интеллектуального развития» (ноябрь 2019) https://vk.com/@-85961737-kto-v-kukly-ne-igral-tot-schastya-ne-vidal
  • Методическая разработка «Изготовление оберега для дома – домашняя кукла «Масленица» на сайте «Пятое измерение. Центр интеллектуального развития» март 2020  https://vk.com/@-85961737-izgotovlenie-oberega-dlya-doma-domashnyaya-kukla-maslenica
  • Публикация мастер-класса внеурочной деятельности общекультурной   направленности  на тему  «Мой дружок-снеговичок». Изготовление куклы в «чулочной»  технике  на сайте «Пятое измерение. Центр интеллектуального развития» (декабрь 2020г.)  https://vk.com/@-85961737-moi-druzhok-snegovichok

В декабре 2020 года я  награждена благодарностью за мастер-класс «Мой дружок-снеговичок», приуроченный к межрайонной выставке  «Новогодняя сказка». В марте этого года я приняла участие в городском фестивале «Весенний бал кукол», в котором мои куколки заняли 2 место.

Для меня рукоделие стало «хроническим» увлечением.  Я полностью согласна с народной пословицей «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». Кукла не может не радовать, а если ее сделать своими руками, душу вложить, то радость такая, что хочется прижать её к сердцу и сказать: “Здравствуй, милая моя!”