Как превратить кубики в познавательную игру

Гаджиева З.К., воспитатель ГБДОУ детского сада № 43

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский

Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я искала новые методы и формы работы. В результате вернулась  к старым и добрым кубикам.

 Кубики с картинками – полезный и интересный материал для развивающих игр с детьми дошкольного возраста.

В своей работе я отметила, что активность детей в совместной образовательной деятельности в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Дети почти не задают встречных вопросов, у них слабая речевая активность, маленький словарный запас. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности.

Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у них слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.

Причины, препятствующие развитию познавательной активности:

  • готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;
  • дети пассивно слушают информацию, исполняя роль «копилки»;
  • дети слабо владеют познавательными действиями.

Игры с кубиками помогают сделать любой материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что получает знания, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Поэтому эффективность таких игр как средства развития познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста очевидна. Они используются для уточнения и закрепления знаний детей, способствуют развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через развивающие игры. Даже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью игры в кубики с картинками дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.

В играх перед детьми ставятся те или иные проблемы, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность развивать детей разнообразными экономными и рациональными способами  решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Успешное руководство играми  прежде всего, на мой взгляд, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткого определения задач, определения  места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействия  с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Руководя играми, я стараюсь использовать разнообразные средства воздействия. Выступая в качестве участника игры, незаметно для них направляю игру, поддерживаю их инициативу, сопереживаю с ними радость игры. Иногда рассказываю, о каком-либо событии, создавая соответствующее игровое настроение и поддерживая его по ходу игры. Могу и не включаться в игру, но как чуткий режиссёр  сохраняю и уберегаю её самодеятельный характер, руковожу развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей веду их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, делаю это чаще всего не прямо, а косвенно: выражаю удивление, шучу, использую разного рода игровые сюрпризы и т.п.

Заканчивая игру, считаю должным вызвать у детей интерес к её продолжению, создаю  радостную перспективу. Обычно говорю: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». И с учетом этого  разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые, полезные и увлекательные.

Применяя кубики, я разработала игры:

  1. «Обобщающие слова» –  расширяем  словарный запас за счёт употребления обобщающих слов.
  2. «Чем питается?» – закрепляем и расширяем  знания детей о животных, о местах их  обитания, об особенностях  питания.
  3. «Времена года» – закрепляем и обогащаем  знания детей о сезонных изменениях в природе.
  4. «Эмоции» – закрепляем основные эмоциональные  состояния.
  5. «Что лишнее?» – закрепляем  умение обобщать предметы по определённому признаку, активировать в речи обобщающие слова.
  6. «Геометрические фигуры» – формируем умение находить, называть геометрические фигуры,  предметы похожей геометрической формы и т.п.

Кубики я использую как в непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной и самостоятельной, в режимных моментах.

Родители являются активными участниками образовательных отношений. Я в соответствии с темой недели разрабатываю мини проекты, содержание которых предполагает оформление кубиков в соответствии с темой недели совместно с родителями. В конце недели устраиваем выставки, совместные игры. Я предлагаю родителям самим придумать содержание кубиков по любой интересной теме, мы с детьми обсудим домашнее решение и обыграем. Применение кубиков в совместной деятельности позволило сделать содержание игр более интересным.

В результате своей работы я заметила, что дети стали лучше ориентироваться в предметах,  называя их обобщающими словами, различать домашних и диких животных, у детей активизировалась речь, обогатился словарный запас и т.п.

Таким образом, результатом своей работы считаю углубление и обобщение знаний у детей  посредством развития их познавательных способностей и активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи) в результате использования различных  игр из кубиков.

Я обратила внимание, что  после игр с кубиками в совместной деятельности  дети активно их применяют  и в самостоятельных играх в режимных моментах. Главный результат – дети полюбили  игры с кубиками.