Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы

Волкова О. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Пласкова Е. И., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольного возраста — это сложный педагогический процесс. К образовательным целям нравственно-патриотического воспитания можно отнести привитие таких понятий, как: родная культура, а именно язык, песни и стихи народов нашей страны, государственные праздники, дружба народов, бережное отношение к природе и всему живому,  чувство уважения к другим народам, их традициям, гордость за достижения своей страны. И хотя многие впечатления еще не осознаны глубоко, но, пропущенные через детское восприятие,  играют огромную роль в становлении личности.

Одним из важнейших средств нравственно-патриотического воспитания является художественное слово русского народа и талантливых авторов. Богатейшим материалом являются поэтические произведения, которые не только формируют любовь к своей стране, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. 

В своей работе мы используем   поэтические произведения разного объема, формы и стиля. Стихи о Великой Отечественной войне  являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, Е. Евтушенко, А. Барто и других авторов о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе, являются высокохудожественным средством воспитания. Воспитательная сила художественной литературы    направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и  потребности защищать Родину, формирует желание быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки.

В работе с воспитанниками мы активно участвуем в разных конкурсах, в том числе и в конкурсах чтецов поэтических произведений.

Данные конкурсы дают возможность сформировать активную гражданскую позицию у  подрастающего поколения, воспитать чувство гордости за свою Родину, раскрыть духовные и нравственные истоки патриотизма, расширить знания в области истории края, малой Родины, своей семьи и прославленных земляков, показать значение и сущность Великой Победы в войне 1941–1945 гг.

С нашей точки зрения, фестивали и конкурсы патриотической направленности несут большую информационную и эмоциональную нагрузку и играют неоценимую роль в патриотическом становлении молодого поколения.

Воспитанники подготовительной группы «Радуга» принимали участие в районном фестивале детского творчества “Всем детям ровесница”, посвященном 115-летию со дня рождения детской писательницы Агнии Барто; в конкурсе юных поэтов и  чтецов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», посвященном Дню памяти Александра Сергеевича Пушкина; в многожанровом конкурсе-фестивале любительского художественного творчества на военно-патриотическую тематику «Память в сердце жива», «Наследники Победы», посвященным 76-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.;  в районном конкурсе чтецов среди педагогов и дошкольников ГБДОУ Пушкинского района Санкт-Петербурга «Незабудки», посвященном Дню Победы.

Разнообразные впечатления, полученные ребенком, приобщённым к настоящей талантливой поэзии, почувствовавшим силу поэтического слова, утверждают его в том, что он знает важные моменты истории своего народа, может сопереживать людям, прошедшим войну и с честью одержавшим победу. Дети усваивают, что для того, чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, нужно приложить силы к становлению её непоколебимости и могущества. Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает одно из главных мест в формировании личности юного гражданина нашей Родины.