Чудо-флейта

Луцьо Н.А., педагог ОДОД  ГБОУ школы № 297

Духовное возрождение общества и духовное развитие человека – понятия неразделимые. Именно эти задачи решает отделение дополнительного образования ГБОУ школы № 297 через организацию работы музыкальных творческих объединений и ансамблей. Работая в отделении дополнительного образования, я ставлю своей целью помочь каждому обучающемуся раскрыть свой творческий потенциал, обрести стержень, внутреннюю силу. Я стараюсь обратиться к его внутреннему миру. И в этом мой помощник – чудесная флейта. Именно ее я активно использую в обучении детей в музыкальных творческих объединениях школы.

Я держу в своих руках музыкальный инструмент – блокфлейту. Без нее я не представляю свою жизнь. Чудо-флейта, «волшебная флейта»… так назвал ее Вольфганг Амадей Моцарт. И сегодня я хочу поделиться своими мыслями о пользе игры на этом прекрасном музыкальном инструменте для каждого ребенка.

Флейта считается одним из самых древних инструментов. Встречается она практически на всех континентах: в Китае, Европе, странах Ближнего Востока. При раскопках археологи находят прародителей современной флейты, возраст которых насчитывает несколько тысяч лет. Это всевозможные дудочки, свистульки, свирели – все они назывались «флейтами».

Блокфлейтаодин из простейших инструментов, очень лёгкий по весу и занимает мало места. Её можно брать с собой всюду. К тому же блокфлейта достаточно дешёвый и доступный инструмент, простой в освоении для каждого  независимо от способностей.

А главное то, что блокфлейта даёт не только музыкальное развитие. Обучение игре на блокфлейте отлично развивает память и внимание, что так необходимо современным учащимся.

Именно во время игры на флейте у человека активно работает две системы организма: дыхательная и центральная нервная система.

Так что же конкретно дает учащемуся игра на блокфлейте?

  1. Развитие мелкой моторики. Процесс закрывания и открывания дырочек пальцами называется мелкой моторикой, а она является основным механизмом развития головного мозга ребёнка. Блокфлейта развивает мелкую моторику пальцев. Это улучшает работу мозга, память и внимание. Улучшает каллиграфию учащихся.
  2. Общая оздоровительная функция. Во время игры на флейте мелкая моторика сочетается с определённым ритмом дыхания. Дыхание это глубокое, с определёнными интервалами и небольшой его задержкой. Техника, способ дыхания для всех духовых инструментов называется диафрагмальным дыханием. Подобные дыхательные техники очень часто используют для лечения заболеваний лёгких и в профилактике простудных заболеваний.
  3. Правильная осанка. Формирование правильной осанки за счет точного исполнения правил в положении держания и игры на блокфлейте.
  4. Развитие ума и креативности. Игра по нотам – сложный процесс, который давно приравнивается к изучению иностранного языка. Для того чтобы играть на блокфлейте по нотам, нужно одновременно читать ноты, использовать правильные сочетания пальцев, правильно дышать, держать ритм, слушать себя и других музыкантов. Понятно, что выполнение нескольких действий одновременно развивает мозг и делает его более креативным. Именно поэтому музыканты мыслят более тонко и логично, чем люди многих других профессий.
  5. Социализация. Блокфлейта даёт чувство уверенности в своих силах, столь необходимые каждому обучающемуся. Игра в ансамбле – это приобретение друзей, выработка терпения и уважения к другим.
  6. Память. Занятия на блокфлейте улучшают слуховую, зрительную память, что позитивно влияет на грамотность, речь, словарный запас.
  7. Логопедия. Игра на блокфлейте прекрасно развивает артикуляцию, мышцы лица, языка и гортани, что способствует устранению логопедических затруднений.
  8. Музыкотерапия. Игра на блокфлейте является великолепным средством снять напряжение после трудного учебного дня.
  9. Развитие голоса. Специфика игры на блокфлейте формирует правильное вокальное дыхание, благодаря которому окрас голоса становится красивым, а сам голос зычным. Развивается не только музыкальный слух, но и вокальная координация. Все, занимающиеся на блокфлейте, хорошо поют, без труда используя  высокие ноты.

Для меня, как для певицы академического вокала и педагога дополнительного образования,  этот пункт является наиважнейшим, так как поддержание голоса в постоянной форме, несмотря на состояние здоровья и  разные сложные житейские обстоятельства, является профессиональной и жизненной задачей.

Был период в моей жизни, когда у меня начались проблемы с голосом. Благодаря освоению игры на блокфлейте вернулась моя вокально-профессиональная форма и голос стал ещё лучше.

Из педагогической деятельности вспоминаю одного мальчика, у которого был сорван голос. Он говорил только шёпотом, но через полгода занятий на блокфлейте ребёнок стал нормально звонко разговаривать,  да ещё и запел.

Обучающиеся моего творческого объединения не один раз побеждали или занимали призовые места в районных и городских конкурсах в инструментальных номинациях.

В этом году мы впервые решили поучаствовать в дистанционном конкурсе. Рискнули, отправили запись вокально-инструментального номера. Подготовленный моей ученицей Гулимовой Дарьей вокально-инструментальный номер занял третье место в IV городском вокальном конкурсе-фестивале «Мелодии Павловска» в номинации «Академический вокал».

Оценив свой и чужой опыт, обобщив знания о блокфлейте, я намерена в дальнейшей своей музыкально-педагогической деятельности обязательно использовать этот чудо – инструмент при подготовке юных певцов.

Маленький,  простой музыкальный инструмент, а какая огромная польза!