Проект в обучении как основа усвоения учащимися опыта творческой деятельности

Веремей А.Д., руководитель МО учителей основной школы ГБОУ школы-интерната № 8

 Единственный путь, ведущий к знаниям, –
это деятельность.
                     Б. Шоу

Проект – самостоятельная, но всё-таки под руководством учителя, коллективная или индивидуальная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим  исследовательский поиск  в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое. 

Проектная деятельность развивает познавательные, творческие навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, критическое мышление.

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения, поэтому вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • подбор методов исследования;
  • проведение сбора данных;
  • анализ и отбор полученных данных;
  • оформление конечных результатов в виде проекта и презентации;
  • публичная защита проекта;
  • использование продукта проекта в практической деятельности.

Уже второй год в течение первого полугодия в школе-интернате для выпускников организуется проектная деятельность: формируются творческие группы руководитель – ученик, выбираются темы проектов, проводится вся необходимая работа для создания проекта, а  в феврале учащиеся защищают свой проект.

В этом учебном году тематика проектов очень разнообразная, интересная, оригинальная и познавательная, с практической направленностью. Руководителями проектной деятельности выпускников стали все учителя, работающие в девятом классе.

Тематика первой группы проектов предметная, касается теоретического вопроса учебной программы по данному предмету, имеет цель углубить знания, найти для них практическое применение.

Все математические проекты соответствовали  требованиям, защита проектов сопровождалась  презентациями, которые учащиеся выполнили с большой долей самостоятельности, исследование вопроса привело выпускников к идеям практического применения учебного материала во внеурочной работе по математике. Константинов Денис показал примеры применения математической статистики в повседневной жизни. Юхман Илья рассказал о графиках вокруг нас. Грузиненко Максим показал значение процентов в жизни не только отдельного человека, но и общества в целом. Григорьев Семен привел примеры использования геометрии в городском пространстве. Носова Ксения показала решение задач на разрезание и перекраивание фигур, причем Ксения провела по своей теме практическое занятие с пятиклассниками.

Исторические проекты связаны с интересами выпускников: Сергей Скловский увлеченно раскрывал проблемы Ливонской войны, Анастасия Тихомирова доказывала роль Екатерины Дашковой в истории России.

В географических проектах учащиеся определяли проблемы, выдвигали гипотезы, предлагали пути решения экологических проблем в разных регионах России: Елена Буянова в Кавказских Минеральных Водах, Максим Сидоров в Уральском экономическом районе, Анастасия Николаева в Московской агломерации. Свои выступления на защите проектов ребята сопровождали яркими кадрами презентаций, где показывали красоту и богатство русской природы. Продукт каждого проекта может быть использован во внеурочной работе с учащимися.

Физические проекты вышли за пределы учебной программы. Вадим Гареев, невероятно увлечённый предметом своего исследования,   снял видеоролики по теме исследовательской работы  и с их помощью  показал разновидности и особенности ньютоновских жидкостей. Виктория Фомичева связала физику с биологией, исследовав распространение вируса гриппа с точки зрения физики.  Дарья Кузикова провела исследование положительного и отрицательного влияния  мобильного телефона для подростков, разработала для пятиклассников рекомендации по использованию мобильного телефона. Николай Степанов выработал рекомендации способов защиты от ветровых явлений для младших школьников.

Вторая группа проектов относится к практическим вопросам, актуальным для жизни и вместе с тем требующим привлечения знаний учащихся из разных областей, творческого мышления, исследовательских навыков, чем достигается естественная интеграция знаний.

Проекты Милана Суховского, Кристины Филипповой, Силварт Багдасарян, Светланы Сорокиной посвящены проблемам современного питания; Иван Микушин исследовал лондонское метро; Григорий Иванов анализировал различные формы предпринимательства; Екатерина Леострина – иностранные надписи на одежде; Сергей Тарасов – влияние интернет-сленга на речь подростков.

Третья группа проектов основана на личной деятельности и подготовке к самостоятельной жизни – это наиболее интересные, жизненно важные для выпускников проекты. Анна Якубец под девизом «Отдав что-то, получишь больше» рассказала о своей волонтерской деятельности, о ходе исследования отношений одноклассников к данному вопросу. Её выступление перед пятиклассниками вызвало у детей чувство глубокого уважения  и желание ей подражать. Дмитрий Гаврилов, занявшись исследованием вопроса психологической подготовки выпускников к экзаменам, выработал для одноклассников рекомендации. Егор Сапнев провел анкетирование среди одноклассников по вопросу выбора профессии. Стас Хаиров и Ольга Голубятникова занимались исследованием проблем  спорта:  Стас четыре года занимается смешанными единоборствами и свою работу посвятил вопросу «Как стать чемпионом», а Ольга увлечена волейболом и рекомендует этот вид спорта одноклассникам.

Работая над проектом, выпускники учились сбору и отбору информации по выбранной теме, доказательному решению проблемы, оформлению материала, созданию презентации, выделению главного из проекта для публичной его защиты –  и за всем этим стоял учитель-руководитель, который корректировал, редактировал, контролировал выполнение каждого этапа проекта.

Работа над проектами показала учителям основной школы, что возникла  необходимость системы пропедевтической работы – организация самостоятельной работы учащихся над проектом под контролем куратора с пятого класса. На каждом этапе – в каждом классе – все учителя в ходе предпроектной работы формируют только один навык:

  • 5 класс – формирование навыка создания гипотезы и тезисов-аргументов;
  • 6 класс – формирование навыков создания сложного плана, ориентированного на конкретную гипотезу;
  • 7 класс – формирование навыков создания теоретической части к существующей гипотезе и плану;
  • 8 класс – выбор направления и темы индивидуального учебного проекта и создание проекта под руководством учителя.

Работа эта спланирована и проводится учителями основной школы. 5в и 8б классы уже защитили свои проекты, остальные – 5а, б, 6-ые, 7-ые, 8а – сделают это в четвертой четверти.

Проект – это черновик будущего.
                                    Жюль Ренар

Февраль для учителей и учащихся 9-ых классов был очень напряженным, поэтому мы предлагаем начать работу нал проектами выпускников с четвертой четверти в восьмых классах – сформировать творческие группы, определиться с тематикой проектов, сформулировать задания для учащихся на лето, привлечь к их выполнению родителей, а защиту проектов провести в октябре 2021 года.