Музыка, которая нас окружает

Абитова О.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

За многие годы моей педагогической деятельности я не устала удивляться, наблюдая, как звенящие, шумящие и шуршащие звуки привлекают и завораживают детское воображение.

Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох, и многое-многое другое… Эти звуки доставляют детям истинное наслаждение, и они с интересом исследуют их звучание.

Только представьте себе, вот в детской игре восходит солнце – а это всего-то звон связки ключей, которую мы связали яркой жёлтой лентой. А вот пробегает среди кустов маленький ёж – и в это время зашуршит маракас, сделанный из пустой пластиковой бутылочки с закручивающейся крышкой, заполненной на треть любой крупой, например, пшеном. А может случиться и такое: появляется кикимора, и дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитания.

Поэтому использование самодельных звенящих и шумовых инструментов является не только интересным, но и познавательным началом для ребёнка. Сначала они будут игрушками, а потом, по мере взросления малыша, станут побуждать его к элементарному музицированию, пробуждать в нем маленького творца, помогать осознать, откуда и как рождаются звуки.

Мне очень нравится играть с детьми в «Оркестр». Кажется, простой бубенчик или колокольчик, а какие мелодичные звуки они издают! Может у кого-то дома есть кастаньеты? Не отчаивайтесь, если их нет, их можно сделать. Просто нужно взять два грецких ореха в разные руки или два деревянных кубика, есть и ещё один вариант – найти на улице две сухие, хорошо стучащие друг о друга палочки…

Имея в своём арсенале такие простые инструменты, вы можете озвучить любой диалог, лучше, если это будет стихотворный диалог, ведь стихотворение – это тоже музыка.

Что ещё меня привлекает в таких моделях? Развитие мелкой моторики у ребёнка, особенно если задействованы обе руки, что благотворно влияет на развитие речи у детей, а соединение музыки, слова и движения развивает интеллект ребёнка.

Не спешите выбрасывать лопнувшие шары. Если вы возьмёте пустую бутылочку от йогурта или любую другую небольшую пустую баночку, натянете на неё лопнувший шар и завяжете прочной ниткой, то у вас получится барабанчик для весёлой совместной игры. Барабанные палочки вам заменят цветные карандаши или палочки для суши. Как важно для детей получить возможность поиграть на разных инструментах!

А для воспитателя важно то, что игра в «Оркестр» развивает у детей дошкольного возраста воображение, фантазию, мелкую моторику, коммуникативные навыки, чувство ритма. А значит, развиваются музыкальные способности детей, и формируется художественный вкус.

Из личного опыта могу сделать некоторое дополнение. Хорошо, если все эти «шумелки», «шуршалки», «звенелки» находятся в одной красивой коробочке. У нас она называется «Волшебная коробочка звуков».

Все дети без исключения любят стихи, а я люблю детскую поэзию за то, что во время прочтения стихотворения мы можем играть в игру «Оркестр», используя при этом самодельные инструменты, которые хранятся в нашей «Волшебной музыкальной коробочке».

Приведу один пример.

День и ночь (А. Ахмерова)
Рано утром в темном небе
Вдруг раздался сильный гром. (молоточки)
Капли стукали по крыше,
Отчего запел весь дом. (перевёрнутые кухонные миски)
Тут поднялся сильный ветер,
Зашумел в листве, в саду. (шуршалки, шелестелки)
С веток яблоки срывались,
Падали на землю – БУМ! (барабанчик)
А сороки от испуга
Растрещались по округе. (трещотка)
Гром ударил еще раз, (молоточки)
И затихло все тотчас. (пауза)
Лишь маленькие капельки
Стекали с крыш и капали. (колокольчик или металлофон)
Вот тучи расступились,
И солнышко взошло. (бубен)
От соловьиных трелей
Нам радостно, светло (колокольчик и бубен вместе)
Успокоилась природа,
Мы услышим новый звук:
За околицей, в лесу,
Раздается дятла стук. (деревянные ложки или кубики)
По соседней улице
Тройка лошадей бежит. (кастаньеты)
А над беленьким цветочком
Пролетая, жук жужжит. (маракасы)
Незаметно стало тише,
Солнце скрылось за горой.
Спят в кроватках ребятишки,
В ульях спит пчелиный рой. (кладут ладошки под щёчки – «спят»)
Вот одна, вторая, много
В небе звездочки зажглись. (треугольник)
С наступленьем ночи мыши
Все на кухне собрались. (маракасы)
Нашли мешочек семечек,
И вся семья мышат
С огромным удовольствием
Едят, грызут, шуршат. (шуршунчики)
Вдруг один мышонок прыгнул,
Скатерть зацепил и ту-у-ут….
На пол грохнулась кастрюля,
Издавая жуткий звук. (крышка от кастрюли)
Все мышата испугались
И по норкам разбежались.
Нас теперь вокруг одна
Окружает тишина…(прижать палец к губам: «Т-с-с-с!»)

Особый восторг у детей вызывает озвучивание сказок. Вот одна из них.

Трусливый заяц
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг зашуршит! (шуршалки)
Испугался заяц и бежать. (барабаним пальцами)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (стучим кубиками)
Бросился заяц снова бежать. (самодельный барабанчик)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (трещотки)
Побежал заяц из леса к речке. (барабанчик)
А на берегу речки лягушки сидели. (гусли из карандашей)
Увидели они зайца – и прыг в воду. (связка ключей)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались – и смело поскакал обратно в лес.

Сегодня мы с вами только прикоснулись к удивительному звучащему миру вещей, окружающих нас, а для ребёнка, как вы могли заметить, это его развитие и не только музыкальное, но и интеллектуальное. Это познание мира маленьким человеком, без чего невозможно становление личности ребёнка. Творите, играйте, придумывайте новые совместные игры с детьми!