Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования

Исхаева Л.С., воспитатель  ГБДОУ детского сада № 43

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
К. Д. Ушинский

Каждый ребенок – прирожденный изобретатель, исследователь,  конструктор. Эти предпосылки, заложенные самой природой, особенно быстро реализуются в конструировании, так как ребёнок может безгранично придумывать, создавать и обыгрывать созданные конструкции, проявляя любознательность, самостоятельность, целеустремленность, смекалку и творчество.

Конструирование – это интересное и эффективное средство для развития творческих способностей детей.  Термин  «конструирование» (от латинского construo –  строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов. Конструирование дает возможность развивать образное и пространственное мышление, познавательный интерес и целеустремленность, творческое воображение, коммуникативные способности, а также интерес к изобретательству и творчеству. Дети учатся  анализировать, у них  развивается  речь, улучшается  память, более устойчивым  становится внимание, дети учатся  логически мыслить.

Наблюдая за конструктивными играми детей, анализируя детские работы, я пришла к выводу: у детей моей группы недостаточно развиты умения и навыки творческого воображения, самостоятельности в выборе средств воплощения.

В моей группе накоплен разнообразный материал для конструктивной деятельности детей: комплекты деревянного строителя, различные пластмассовые конструкторы Lego, наборы металлических  конструкторов, магнитные конструкторы, наборы плоского конструктора, динамические конструкторы, наборы конструкторов «ТИКО» и т. д.

Все виды конструкторов соответствуют определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. Работу по развитию творческих способностей детей посредством конструирования я начала с детьми среднего возраста в продуманном порядке: от простого к сложному, чтобы все дети справлялись с поставленной задачей, и каждый ребенок получил свой результат. Это очень важно для дальнейшей мотивации детей к конструктивной деятельности.

Я поставила следующие задачи:

  • создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид конструктивной деятельности;
  • развивать творческий потенциал детей средствами  конструирования;
  • формировать у детей знания, умения и навыки конструктивной деятельности;
  • стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.

Использовала разнообразные формы  организации обучения детей конструированию.

  • Конструирование по образцу – когда есть готовая модель того, что нужно построить. Демонстрировала детям образец постройки, вместе с детьми рассматривали и анализировали этот  образец; показывала, как правильно соединять детали. Дети воспроизводили постройку.
  • Конструирование по рисункупредлагала детям рассмотреть рисунок. Дети находили в постройке основные части, подбирали, называли и показывали детали, из которых эти части предмета построены, потом определяли порядок конструктивных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывал свое отношение к проделанной работе, рассказывал о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
  • Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам – к конструктору прилагается готовая инструкция-схема для сборки модели.
  • Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создает образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
  • Конструирование по теме – то же, что и конструирование по замыслу, но в данном случае замыслы детей ограничиваются заданной педагогом темой и условиями, которым должна соответствовать постройка (например: домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Созданные постройки из конструктора дети использовали в сюжетно-ролевых играх, в дидактических упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильного восприятия; в дидактических играх: «Волшебный мешочек» (найти одинаковые детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных деталей), «Найди пару» (задания на умение детей распределять соответствующие детали по группам в зависимости от их отличительных признаков), «На что похож?» (развитие воображения дошкольников), «Запомни и повтори», «Светофор», «Собери модель по памяти». Такие игры создают важные условия для развития творчества, связной речи, познавательной сферы и эмоциональной атмосферы в группе.

Одним из вариантов увлекательной, развивающей и творческой игры  в нашей группе является конструктор-мозаика «Весёлая стройка». Этот конструктор мне помогает проводить  развивающие игры с детьми, которые применяю в познавательной работе с моими воспитанниками:

  1. «У кого выше башня».

Цель  игры: постройка должна быть выше, чем у соперника. Каждый по очереди кидает разноцветный кубик, берёт себе паззл соответствующего цвета. Если будут выпадать всё время одинаковые цвета, то высокой башни не получится.

  1. «Собери бусы».

Цель: ребёнку необходимо достроить цепочку, чтобы получились бусы, уметь находить закономерность, выложить рисунок из пазлов определенной последовательности.

  1. Творческая игра «Фоторамка».

Дети составляют разноцветную или одноцветную фоторамку для лица. Задания могут быть разные:  водящий изображает эмоцию в рамке с помощью мимики, а остальные дети угадывают, какую эмоцию пытался изобразить водящий. Дети очень любят петь песни или читать стихотворения, держа перед лицом фоторамку.

  1. Игра «Спиннер».

 Эта игра одна из самых любимых игр моих воспитанников, они её придумали сами и активно применяют её в самостоятельной деятельности. Дети крутят построенный спиннер, устраивают соревнования. Например, кто дальше его запустит или  у кого спиннер будет дольше вращаться? Эта игра всегда доставляет детям много эмоций и радости.

  1. Игра «Кукольная мебель».

Из набора мозаики-конструктора можно сконструировать различную кукольную мебель: столы, стулья, скамейки и т.д. Эта игра идеально подходит для сюжетно-ролевых игр и для сказкотерапии. Полёт детской фантазии велик: из этого набора возникает и флаг, и цветок, и цифра, и буква, и самый настоящий меч.

Играя с конструкторским набором, каждый ребенок имеет возможность постоянно повышать свой уровень творческого развития. И самым интересным является то, что дети ощущают себя настоящими творцами и думают, что до них ничего подобного никто не создавал. В данном  творческом процессе дети учатся проявлять выдержку, терпение, усидчивость, умение все доводить до конца. Ребенок чувствует себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой – беспрекословным лидером в созданной ситуации. Но главное – конструктивные игры дают детям обретение уверенности в себе.