Социализация дошкольников через организацию и проведение совместной работы с семьей

Солодянкина Т. В., воспитатель ГБОУ основная образовательная школа № 460
(отделение дошкольного образования детей)

Твердят:
«Вначале было СЛОВО…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви –
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка.
Все начинается с любви…
Р.Рождественский

Тема социализации и адаптации детей в обществе,  социальных взаимоотношений – в наше время актуальнейшая.  Множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Повышенный спрос среди взрослых на различные тренинги, связанные с развитием коммуникативных навыков, межличностных взаимоотношений, на развитие навыков стрессоустойчивости, на умение решать конфликтные ситуации говорит о том, что человек сейчас нуждается в психологической поддержке и помощи.

Способность к построению отношений,  умение успешно взаимодействовать с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт первых отношений в семье и в детском саду является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом  влияет на особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей на протяжении всей жизни.

Дошкольное детство – это самые важные первые шесть-семь лет, когда развитие детей идет стремительно и интенсивно, когда закладывается основа, фундамент для дальнейшего роста и развития личности. 

Приходя в детский сад, ребенок попадает в новые социальные условия, меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с новыми людьми.  Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности.  От того, как проходит социализация и адаптация ребенка в детском обществе, зависит последующий путь социального и личностного развития человека. 

Двадцатичетырёхлетний опыт работы в детском саду привёл меня к пониманию, что  есть  родители, особенно молодые, которые  не знают, как воспитывать ребенка. Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок вырос умным, веселым и активным. Получится это или нет  – в большей степени зависит от того, как мама (папа, бабушка, дедушка) будут вести себя с ребенком. К сожалению, даже самые знающие и преданные ребенку родители иногда сталкиваются с проблемами, вызывающими у родителей чувство растерянности, беспомощности. И тогда им нужна поддержка специалистов. Опыт педагогической деятельности говорит о том, что эффективно развивать ребенка в социально-личностном плане можно  только в сотрудничестве с  родителями. Потому что  ребенку необходимо общение и с родителями, и со сверстниками, и с другими взрослыми для полноценной социализации в обществе. Родители не всегда понимают, что эмоциональная разобщенность с ребенком, недостаточное общение в первые годы жизни в будущем может привести к непониманию, к недоверию, отчужденности в семье. И когда родитель в пожилом возрасте захочет тепла и поддержки, то ребенок не сможет ему этого дать, так как не знает и не умеет дарить душевное тепло своим родным.

 Меня заинтересовала работа с семьей.  Поэтому я решила прийти на помощь детям и их родителям. Начинала с малого – это были походы в театр, зоопарк, прогулки по городу в выходные дни. Целью данных  мероприятий  было приобретение социальных навыков детьми в процессе общения с родителями и приобретение социального опыта  по освоению форм взаимодействия и культурного поведения в обществе. Я видела, сколько радости и удовольствия эти походы и неформальное общение приносили семьям. Дети и родители поняли, что наша группа – это своего рода маленькая семья, что родители нужны детям не только в плане материального обеспечения, но и как любящие, внимательные и заботливые партнеры и друзья.  До сих пор мои выпускные группы поддерживают теплые отношения, общаются между собой и помогают друг другу.

В дальнейшем группы выходного дня стали проводиться в рамках «Родительского клуба».

«Родительский клуб» является универсальной формой работы, так как  с ее помощью можно в сотрудничестве с детьми и родителями решать много разных задач по удовлетворению социальных потребностей ребенка:

  • потребность в эмоционально-положительных контактах, в любви, доброжелательном отношении, что создает чувство защищенности, внутренней гармонии с миром, ощущение ценности своей личности;
  • потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, что стимулирует положительное самоутверждение, формирует чувство уверенности, развивает инициативу;
  • потребность в оценивании успехов и достижений ребенка окружающими, что формирует чувство собственного достоинства, побуждает к активному, положительно-направленному выражению своих чувств к миру;
  • потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и формирует интеллектуальную инициативу и познавательную активность ребенка;
  • потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребенка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничество, способность к самовыражению, к регулированию своих чувств в процессе коммуникации.

Если считать, что инновация есть усовершенствование предыдущего опыта, то можно сказать, что деятельность ныне существующего клуба «Семейная гостиная» усовершенствована  и отличается по целям и задачам от деятельности других клубов.

Большая часть клубов выбирает основными направлениями (целями) своей работы следующие моменты:

  • оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям воспитанников;
  • пропаганду положительного опыта семейного воспитания;
  • педагогическое просвещение родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста;
  • психологическое просвещение родителей воспитанников, содействие сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников и родителей;
  • приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Могут быть и такие цели и задачи:

  • оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
  • осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;
  • повышать педагогическую и правовую культуру родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;
  • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

Целью же  существования клуба «Семейная гостиная» является социализация и социальная адаптация ребенка в обществе и развитие партнерских отношений с семьями (родителями) воспитанников. Повторюсь, что сотрудничество с детьми и родителями в нашем  клубе  «Семейная гостиная» помогает  решать прежде всего задачи по удовлетворению социальных потребностей ребенка.

В работе родительских клубов в различных ДОУ используются разнообразные формы: круглые столы, тренинги, практикумы, видеоматериалы по организации жизни детей в ДОУ и семье, семинары.

В нашем же детском саду  заседания родительского клуба имеют следующую чёткую структуру:

1 этап – общий круг с родителями и детьми (общая песенка/игра приветствие, коммуникативная игра, что помогает семьям настроиться на общее дело). Презентация родителями с детьми домашних заготовок (тематика встречи  анонсируется заранее,  родители получают домашнее задание – принести фотоматериалы на заданную тему, вспомнить семейные традиции и рассказать о них, сделать заготовки для творческой работы и т.д.).

2 этап – дети с педагогом-ведущим переходят в зону творчества, родители со вторым ведущим проводят  или мини-тренинг с обязательной рефлексией, или общение с элементами семейного консультирования.

3 этап – родители переходят в зону творчества и совместно с детьми завершают творческую работу, которая может стать частью общей коллективной работы клуба или остаться индивидуальным экспонатом.

4 этап – общий круг,  который завершает встречу клуба (игра, инсценировка, музыкальный номер или др.) с обязательной рефлексией/подведением итогов встречи.

Таким образом, родительский клуб отличается от других аналогичных клубов целями, задачами и организацией встреч, что говорит о его инновационной составляющей. 

Важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. В процессе сотрудничества родители наших воспитанников позитивно откликаются на родительские собрания, круглые столы, семинары, семейную гостиную, консультации, дни открытых дверей. С удовольствием посещают и принимают участие в праздниках, спектаклях, концертах, соревнованиях, участвуют в выставках и конкурсах.

При посещении мероприятий, организованных педагогами, родители получают определённые знания, новую и интересующую их информацию, любуются успехами своих детей, результатами работы педагогов с детьми.

Для нас важно добиться партнёрского взаимодействия педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания и социализации ребенка в обновляющемся обществе, а также конструктивного взаимодействия, позволяющего снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания и обеспечивающего глубинные связи между детским садом и семьей.

Родители, посещающие наши мероприятия, заинтересованы в использовании методов оптимального воспитания ребенка, стимуляции его интеллектуального развития и формирования у него таких качеств личности, как активность, инициатива и самостоятельность. Диалогу с обществом ребенок учится у взрослых (в первую очередь у мамы и папы). Первый шаг в сложный мир взрослых и сверстников ребенок начинает с того, что оглядывается на тех, кто с ним рядом. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление определенного стиля поведения, но и на психологическое здоровье детей.

Заседания  клуба проходят в нестандартной, доброжелательной атмосфере, в них участвуют дети, родители, педагоги ДОУ. Темы и формы встреч предлагают родители или педагоги («Семейные традиции», «Досуг дома», «Наши папы» и др.). На наших встречах обязательно есть игровые и сюрпризные моменты, почти каждая встреча завершается созданием какой-нибудь совместной творческой работы (стенгазеты, поделки, игрушки, совместной театрализованной постановки, концерта  и т.д.). 

Правила работы на наших встречах:

  • Соблюдать права ребенка.
  • С уважением относиться к потребностям семьи.
  • Соблюдать партнерские, равноправные отношения между всеми участниками.
  • Создавать комфортные условия и безопасную среду всем участникам.
  • Поощрять выражение эмоций ребенком и родителями.

 Создать благоприятную и доверительную атмосферу встреч позволяет использование игровой деятельности, когда можно почувствовать себя беззаботным ребенком и тем самым стать ближе  друг к другу, раскрыть свои творческие  способности. По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития», то есть возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет сделать в сотрудничестве со взрослыми (родителями и педагогами). Через игру люди выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к раскрытию внутренних ресурсов, которые могут стать частью их личности. Игра помогает  раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки.

Совместная работа педагогов и родителей, проводимая в детском учреждении с семьей, имеет следующий результат:

  • ребенок в центре внимания и отношений;
  • родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения внутри своей семьи;
  • педагоги узнают больше о семье и ребенке;
  • дети чувствуют себя комфортней, спокойней, увереннее в социуме;
  • расширяется круг общения и взаимодействия для родителей и для детей;
  • полученный опыт взаимодействия на заседания клуба выносится и используется за пределами детского сада в других ситуациях (дома, во дворе, на прогулке и т.д.).