Развитие связной речи на логопедических занятиях у дошкольников и младших школьников с ОВЗ

Розова Ю.Е., учитель-логопед ГБОУ школы-интерната № 8

24 марта 2021 года учитель-логопед  ГБОУ школы-интерната № 8   Юлия Евгеньевна Розова провела вебинар  на тему «Развитие связной речи на логопедических занятиях у дошкольников и младших школьников с ОВЗ» на образовательном ресурсе «Дефектология Проф – Институт повышения квалификации и переподготовки».

Одним из основных компонентов речевого развития старших дошкольников  и младших школьников  является  связная речь, готовность к конструктивному общению со сверстниками и со взрослыми. Ведь владение монологической и диалогической связной речью – это не только умение правильно построить последовательный рассказ, но и умение высказывать свои мысли, поддерживать беседу и разговор.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности для детей с ОВЗ как старшего дошкольного,   так и  младшего школьного возраста. Данная  форма речи предполагает овладение словарным запасом родного языка, усвоение языковых норм, овладение грамматическим и лексическим строем, а главное, применение на практике умений связно, понятно и последовательно передать окружающим содержание пересказанного текста или самостоятельно составить готовый рассказ.  У учащихся с ОВЗ в той или иной степени имеются нарушения или недоразвитие перечисленных компонентов речевой системы. Структура  дефекта дошкольников и младших школьников, имеющих различные речевые нарушения, как правило, определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, которая  носит характер последовательного систематического развернутого изложения мысли и имеет основную функцию – коммуникативную. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Развитие обеих форм (диалога и монолога) связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком.  Поэтому на своих занятиях учитель-логопед знакомит детей с образцами правильной речи, помогает анализировать речевые конструкции, содействует планомерному накоплению знаний смысловых, морфологических и синтаксических закономерностей языка, а также создает условия для порождения самостоятельных связных высказываний учащихся, направляя и стимулируя речевую активность детей.

 Поэтому развитие связной речи   уже в дошкольном возрасте является одним из главных условий успешного обучения в школе.  При этом работа должна иметь систематический и целенаправленный характер.

Использование в работе методических и практических  материалов данного вебинара  позволит педагогу  провести эффективную пропедевтическую и коррекционную работу по развитию связной речи, поможет отследить динамику состояния речевого развития.  Некоторые задания из методических рекомендаций могут быть использованы родителями для работы с ребенком в домашних условиях.

На вебинаре были подробно  раскрыты следующие вопросы:

  • Теоретический аспект проблемы. Особенности развития связной речи у детей с ОВЗ.
  • Практические игры и упражнения по  развитию связной речи на логопедических и коррекционных занятиях. 
  • Авторские диагностические методики речевого развития  дошкольников и младших школьников.
  • Методические разработки логопедических занятий по  теме вебинара.
  • Представление авторских  учебно-методических  пособий по теме вебинара.

В вебинаре приняли участие 340 человек: учителя-логопеды ДОУ и школьных логопунктов, преподаватели ведущих ВУЗов страны, учителя-дефектологи, коррекционные педагоги,   студенты педагогических колледжей и ВУЗов, в также родители.

Ссылка на мероприятие: https://clck.ru/Ttb9R