В будущую профессию с географией

Пухова С.Б., учитель географии ГБОУ школа № 530

Переход образования к профильному обучению активизировал проблему профессионального самоопределения школьников. От правильно сделанного выбора профиля обучения в старших классах, а затем и профессии зависит,  как и с чего начнет свой профессиональный путь молодой человек.

Содержание курсов школьной географии предоставляет большие возможности для проведения профессиональной ориентации обучающихся.

Практически каждый курс географии  с  5 класса и по 11 класс даёт представление о многих специальностях в отраслях географического знания, а также  других отраслях хозяйства.

В процессе изучения географии мы прямо и косвенно соприкасаемся и,  более того,  пробуем на себе сотни профессий (экономистов, туристических агентов, метеорологов, экологов, журналистов, социологов, этнографов и т.д.). География помогает школьнику самоопределиться в будущей профессии и успешно подготовиться к социальной адаптации.

Так, в курсе географии России за 8-9 класс в учебниках под редакцией А.И. Алексеева есть практико-ориентированные задания, в ходе выполнения которых школьники получают сведения о деятельности различных специалистов, приобретают опыт соотнесения собственных интересов, индивидуальных особенностей с требованиями интересующей их профессии.

Например, «В индустрии туризма России быстро растёт внутренний туризм. Предложите свой проект организации в одном из регионов России туристического центра (кластера).  В проекте обоснуйте а) выбор региона; б) приоритетные виды туризма; в) экскурсионные туры или маршруты для туристов; в) какие услуги вы можете предложить туристам; г) эколого-экономическую эффективность тура, маршрута.  Составьте рекламу для туристов».

«Представьте, что

  1. Вы возглавляете сферу услуг в своём регионе.

Наметьте,  первоочередные задачи, которые необходимо решить. Определите реальные сроки их выполнения.

  1. Вы ведущий специалист по организации рекреационного обслуживания. Составьте по карте маршруты и рекомендации для туристических поездок (по выбору): а) любителям комфортабельного отдыха; б) любителям многодневных прогулок по пересеченной местности; в) любителям подводной охоты; г) любителям экзотики и приключений.

и т.п.»

После каждой темы в курсе социально-экономической географии  9 класса в учебнике Н.Н. Петровой и Н.А. Максимова есть рубрика  «Для будущих специалистов», где перечислены специальности,  по которым необходимо пройти подготовку для работы в данном бизнесе или  отрасли, предлагается проведение  социокультурного  практикума. Например,  «…районы России изучают специалисты различного профиля, являющиеся представителями таких отраслевых наук, как география, экономика, социология и другие. Данные по отдельным регионам позволяют проводить сравнения и делать конкретные социально-географические, экономические и экологические выводы. Специалистов готовят по следующим дисциплинам:

  • экономическая и социальная география;
  • физическая география
  • страноведение
  • туризм;
  • музееведение и экскурсоведение;
  • менеджмент;
  • экономика;
  • коммерция;
  • экономическая безопасность;
  • маркетинг;
  • таможенное дело;
  • природообустройство;
  • охрана окружающей среды».

В пособии  для учителя  В.Н.  Холиной, изданного  к учебнику  географии профильного уровня того же автора, предлагается проведение конференции, образовательные цели которой –  актуализировать все материалы курса применительно к профессиональной деятельности «Какие географические знания нужны в карьере?»

Задача учителя – эффективно использовать предложенный материал: организовать работу на уроке или во внеурочное время, посредством  проектной деятельности, проведения социокультурных практикумов, тематических творческих  занятий, встреч, экскурсий и т.п.

Школьники,   заинтересованные   более  глубоким изучением географии, выполняют индивидуальные   проекты  профессиональной направленности. Работа над  проектами  даёт представление об определенном количестве профессий в той или иной области  географического знания, информацию о характере и содержании профессиональной деятельности специалистов. Выполнение простейших практических действий, свойственных представителями разных профессий, позволяет интегрировать географические знания и знания других дисциплин,  открывает возможности для развития  универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных.

Участие обучающихся в таких проектах можно рассматривать как профессиональную пробу, поскольку продукт в той или иной степени соответствует продукту апробируемой профессиональной деятельности.

Интересным оказался опыт привлечения специалистов в области географии для участия в школьных научно-практических конференциях, классных часах. Среди приглашенных есть представители ВУЗов, где готовят специалистов в области географических знаний, студенты, родители обучающихся.

Когда специалист увлеченно рассказывает о своей профессии и не только  о   перспективах, но и о вполне приземлённых вещах: из чего обычно состоит рабочий день,  с какими задачами и проблемами приходится сталкиваться –  это может повлиять на выбор будущей профессии.

У нас в школе, например,  состоялась встреча обучающихся 8-А класса с инженером-метеорологом, преподавателем кафедры метеорологических прогнозов Российского государственного гидрометеорологического университета Санкт-Петербурга Ефимовой Юлией Викторовной.

Юлия Викторовна была приглашена на урок в 8 класс при изучении темы  «Климат России». Она рассказала обучающимся об изменении климата, о том, как составляются прогнозы погоды, какие открываются новые научные дисциплины, связанные с исследованиями процессов в Арктическом регионе и обеспечением устойчивого развития общества в эпоху меняющегося климата.

Особое значение имеют сайты образовательных организаций, предоставляющие информацию об особенностях поступления и обучения, правилах приема, востребованности профессий на рынке труда, уровне заработной платы, перспективах роста в сфере профессиональной деятельности и др.

С изменением  экономики меняются приоритетные сферы деятельности, возникает потребность в новых специалистах.

Обучающиеся проявляют интерес  к профессиям будущего, многие из которых  востребованы уже сейчас. Это такие специальности, как урбанист-эколог – проектировщик новых городов на основе экологических биотехнологий, метеоэнергетик, прогнозирующий уровень производства энергии в зависимости от долгосрочных метеопрогнозов, ландшафтный дизайнер,  оформляющий парки, сады, районы городских застроек и индустриальные зоны, менеджер по туризму, занимающийся разработкой и организацией туристических поездок, и другие.

Используя интернет-ресурсы, обучающиеся могут пройти on-line профориентационное тестирование с целью определения своих способностей, личных качеств и сразу получить рекомендации.

Интернет предлагает готовые разработки профориентационных мероприятий на различные темы, интервью с представителями различных профессий, олимпиады и творческие конкурсы, которыми могут воспользоваться как школьники, так и педагоги.