Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка в основной школе

Алексеева В.А., учитель английского языка ГБОУ гимназия №406

Критическое мышление – разумное рефлексивное мышление,
сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.
Это поиск здравого смысла, способность выдвигать новые
идеи, увидеть новые возможности.
Дж. А. Браус и Д. Вуд

В рамках системно-деятельностного подхода задачей учителя является формирование предметных и метапредметных универсальных действий учащихся. Подростковый возраст характеризуется овладением такими высшими формами мыслительной деятельности, как теоретическое, формальное и рефлексивное мышление. Это выражается в способности подростков к рассуждению гипотетико-дедуктивным способом, то есть на основе общих посылок, абстрактно-логически, словесно, не прибегая к действиям с определенными предметами. В процессе мыслительной деятельности учащийся строит высказывание. Для учащихся основной школы характерно построение гипотез и дальнейшее их обоснование. Еще одной характерной чертой подросткового возраста является осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими. Способность мыслить логически и строить связное высказывание у подростков влияет на развитие высших психических функций – внимания и памяти. Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка помогает сделать образовательный процесс более эффективным.

«Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи». (Д.Халперн)

Технология развития критического мышления была предложена в 90-е годы 20 века К.Мередит, Ч.Темпл, Дж. Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?

Форма организации урока, направленного на развитие критического мышления, предполагает, что ученики становятся главными действующими лицами, тексту отводится приоритетная роль (его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, сочиняют), а учитель берет на себя роль координатора.

Критически мыслящие люди:

  • решают проблемы;
  • проявляют известную настойчивость в решении проблем;
  • открыты для других идей;
  • решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;
  • слушают собеседника;
  • рассматривают проблемы с разных точек зрения;
  • устанавливают множественные связи между явлениями.

По технологии развития критического мышления урок состоит из трех этапов

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Учитель вызывает уже имеющиеся знания у учащихся по изучаемой теме, активизирует их мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей.

Учащиеся вспоминают то, что им известно по изученной теме, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.

Учитель сохраняет интерес учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подводит  учащихся от «старых» знаний к «новым».

Учащиеся читают текст, используя предложенные учителем методы чтения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации.

Главное в деятельности учителя – это вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, а также организовать работу по изучению, дополнению пройденного. Учителю необходимо постараться дать творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации.

Рассмотрим наиболее эффективные приемы развития критического мышления на уроках английского языка в основной школе.

Инсерт. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения на стадии вызова. С помощью данного приема возможно решение обширного спектра лексико-грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления. Технология «Инсерт» делает процесс накопления информации от старого знания к новому наглядным. Важным этапом работы является обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Во время чтения текста учитель просит учащихся делать на полях пометки.

После первого прочтения нужно вернуться к своим первоначальным предположениям и вспомнить, что из этого было знакомо и, возможно, количество значков увеличится.  Следующим шагом может быть заполнение таблицы.

Прием «концептуальная таблица» эффективен, когда предполагается сравнение трех или более вопросов. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Прием «Письмо по кругу». Предполагает групповую форму работы. Дети не только размышляют на заданную тему, но и согласовывают свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который продолжает его размышления, тетрадь передается до тех пор, пока она не вернется к своему хозяину.

Таблица «Плюс – минус – интересно». Данный прием целесообразно использовать при работе с информативно насыщенными текстами, в которых содержится множество фактов и сложных терминов. В первой графе записываются положительные стороны изучаемого явления, во второй – отрицательные, в третью – вписывается информация, которая заинтересовала читателя. После прочтения текста и заполнения таблицы ученики обсуждают результаты работы.

Эссе. После прочтения и обсуждения текста можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. В течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему. Главное – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять.

Перекрестная дискуссия. Данный прием помогает избежать одностороннего суждения при возникновении спорных вопросов.

Разбивка на кластеры (смысловые блоки). Способ графической организации материала. На доске или  на листе посередине пишется ключевое слово или предложение, а вокруг него записываются слова, предложения, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме. Используется как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. После прочтения текста можно вернуться к кластеру и внести необходимые изменения.

Стратегия «Зигзаг».

1 вариант: организация деятельности в рабочих группах: участники получают тексты по нескольким основным темам, идет первоначальное знакомство с текстом (первичное чтение). Участники «Зигзага» объединяются в экспертные группы (специалисты по отдельным вопросам). Их задача – внимательное, вторичное прочтение текста, выделение ключевых слов и фраз (индивидуально), отбор материала и его структурирование, дополнение (в группах). Подготовка к трансляции текста в группах. Подготовка презентации (рисунок, кластер, опорный конспект, таблица). Возвращение в рабочую  группу, трансляция, обсуждение.

2 вариант: рабочая  группа получает один  текст. Группе предлагается несколько вопросов по тексту. Специалисты объединяются в экспертные группы по количеству вопросов.  В экспертной группе еще раз читается текст, находятся ответы на вопросы. Эксперты обсуждают вопрос и готовят презентации. Вернувшись в группы, эксперты отвечают на свои вопросы перед классом.

Прием «Сводная таблица». Текст делится на несколько частей, части текста  нумеруются, и ученики в группе присваивают себе номера в соответствии с номером текста. Каждый внимательно читает текст, готовит презентацию для остальных участников группы. Можно использовать либо презентацию, либо пересказ.

Круги по воде. Используется для активизации знаний учащихся и их речевой  активности на стадии вызова. Опорное слово – изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбирают слова по изучаемой теме.

Прием «Верные – неверные утверждения». На стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на свой опыт или на интуицию. Таким образом, они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты. На этапе рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие утверждения были верными.