Путь в журналистику через любовь к слову

Усачева О. И., педагог дополнительного образования ГБОУ  лицея № 408

Журналист – одна из самых интересных и востребованных профессий в наше время. И это не удивительно – работа на телевидении, в интернет-изданиях, газетах и журналах привлекает многих с самого детства. Кто-то мечтает попасть на экран, а у кого-то есть заветная мечта взять интервью у любимого артиста или певца. И все это достижимо, если освоить профессию журналиста. Тем более, журналист может применять свои знания в смежных профессиях: быть писателем, сценаристом, режиссером, экскурсоводом, модным блогером (последнее очень привлекает молодежь).

Во многих образовательных учреждениях есть свои школьные СМИ, которые активно развиваются. Именно в них юный журналист может попробовать свое перо и набить руку на написании статей. Возможно, это станет его будущей профессией. А если нет, то умение ясно, четко и красиво излагать свои мысли всегда пригодится в будущем, независимо от выбранной в дальнейшем профессии.

В лицее № 408 существует два кружка журналистики: для младшей школы (1-4 классы) есть объединение «Петербургский журналист», а для средней и старшей школы (5-11 классы) – «Основы журналистики».

Объединение «Петербургский журналист» носит, помимо филологического, еще и краеведческий характер. Ребята младших классов с удовольствием пишут о своих путешествиях, экскурсиях, музеях, в которых они побывали. И их статьи активно публикуются в школьной газете «Лицейский вестник».

В объединении «Основы журналистики» акцент сделан на более серьезные темы. Среди них – освещение жизни и творчества поэтов и писателей, которые связаны с Царским Селом и Петербургом в целом. К каждой значимой дате ребята стараются писать биографические статьи, посвященные поэту или писателю. Это значительно расширяет кругозор и позволяет по-новому взглянуть на творчество классика. Важно отметить, что в лицее постепенно возрождается литературный музей «Мы земляки по Царскому Селу», который посвящен поэтам и писателям, связанным с нашим городом. Пока что музей носит виртуальный характер (стенды, презентации, несколько фильмов, посвященных известным писателям и поэтам, которые снимали учащиеся). Поэтому биографические материалы –  вклад в формирование школьного музея.

Объединяет оба творческих кружка то, что акцент делается на мастерстве и красоте слова. Ведь журналист, как и писатель или поэт, тоже является мастером слова, только его ведет не собственная фантазия и эмоциональные переживания, а реальные факты из прошлого, настоящего или даже будущего. Но передать их красиво, ярко и интересно – это первейшая задача журналиста. Поэтому на занятиях много внимания уделяется словесному мастерству: изучаются метафоры, тропы, стилистические приемы. Ведь владение стихией Слова – главное оружие журналиста.

Основная цель обоих объединений журналистики – это, конечно же, выпуск школьной газеты «Лицейский вестник». Такой журналистский опыт способствует:

  • формированию грамотной речи и освоению  стилистическими приемами;
  • умению излагать свои мысли в устном и письменном виде;
  • знакомству с городскими печатными изданиями – газетами и журналами;

По возможности, мы  публикуем работы учащихся в местных СМИ. Но существует еще и сверхзадача – это воспитание любви к русскому языку и литературе, истории родного города.

В перспективе планируется участие в журналистских, краеведческих и литературных детских конкурсах, посещение экскурсий, музеев и выставок для расширения кругозора и сотрудничество со СМИ Пушкинского района. Также планируется приглашать в лицей профессиональных журналистов, публицистов и издателей для проведения тематических лекций и бесед.