Семейный квест «По тропинкам Екатерининского парка»

Мухина А.И., ИО заведующего ГБДОУ детский сад №1 

Качество образовательного процесса в ДОУ в большой степени зависит от взаимодействия участников образовательных отношений. Складываются эти отношения именно в процессе деятельности, в событиях, одинаково интересных для всех участников. Хотим рассказать об опыте организации семейного квеста в зимнем Екатерининском парке.

В проекте приняли участие шесть дошкольных учреждений Пушкинского района — ГБДОУ №№ 1, 3, 12, 15, 16, 33. От каждого учреждения участвовала одна семья в любом составе — родители, или один из родителей, дети, братья-сестры, бабушки. Радует, что активно участвовали папы. При этом их участие было очень качественным, осознанным: папы терпеливо учили детей читать маршрут на карте, помогали детям выполнять задания, разыскивали перепутавшиеся конверты. В общем, показали себя с наилучшей стороны!

Нам хотелось организовать такое событие, которое будет одинаково интересно как я взрослых, так и для детей. Кроме того, хотелось сделать не просто развлекательное мероприятие, но такой содержательный досуг, который обогатит жизненный опыт дошкольника, раскроет новые грани родительства, даст пищу для размышлений и профессиональной рефлексии педагогов.

Свободная форма квеста позволяет гибко подходить к возникающим ситуациям, ведь задания имеют не соревновательный характер, а выстроены как путешествие от станции к станции. Каждая семейная команда двигается в своем темпе, никто никого не торопит. Кроме того, для детей обеспечена поддержка в лице родителей, что создает ситуацию успеха.

Организационно мы действовали следующим образом. Нашли единомышленников, просто побеседовав с коллегами, кто хотел бы присоединиться. У каждого из учреждений и отдельных педагогов есть свои сильные стороны, свой «конек». Каждый из участников обогатил квест своим содержанием. Станции были организованы по деятельностному принципу: спортивная, экологическая, Петербурговедение, познание. Коллеги продумали задания для детей и родителей, чтобы семьи не остались просто наблюдателями, а активно участвовали; подготовили необходимые атрибуты, украшения, обозначения и таблички. На каждой станции было несколько педагогов, это важно, поскольку семьи подходили одна за другой и их надо было встречать, объяснять задания, организовывать.

Спортивную станцию подготовили коллеги из ГБДОУ детский сад № 15. Кроме полосы препятствий для детей, и кроссворда для взрослых, была предложена игра «Минное поле». Суть игры в парном взаимодействии: взрослому завязывают глаза, и ребенок направляет его движение подсказывая, как обойти конусы, чтобы не задеть ни одного. Дети-участники были разного возраста, поэтому для младших участников задание было более простое — провести взрослого за руку между «минами». Для старших детей задание было усложнено — не держать взрослого, а подавать словесные команды «один шаг налево», «два шага прямо»… При этом возникали и неоднозначные ситуации. Например, один из детей отвел папу за границы «минного поля» и хотел провести его по краю. Отнестись к этой ситуации можно по-разному. С одной стороны — ребенок проявил находчивость, с другой стороны- нарушил условие; правило, озвученное взрослым в начале: «провести папу между конусами». Смысл ситуации для педагога в том, чтобы научить ребенка проявлять находчивость, оставаясь в рамках заданной ситуации, чтобы находчивость не превратилась в жульничество. Ведь это разные нравственные понятия, и задача успешной социализации ребенка состоит в том, чтобы научить различать тонкие нюансы нравственных ситуаций, чувствовать, что допустимо, а что нет.

На станции «познание», педагогами ГБДОУ детский сад № 1 использовались задания, имеющие несколько правильных ответов, главное – суметь обосновать. Интересные решения находили не только взрослые, но и дети. Обратила на себя внимание ситуация, когда ребенок не воспользовался подсказкой взрослого. Игра «Магнит» предполагает, что ребенок должен «примагнититься» к чему-то, имеющему определенные характеристики. Когда ребенок получил задание примагнититься к теплому, он долго не мог принять решение, хотя папа, раскрыв объятия, намекал, что можно просто обняться. Однако ребенок упорно пытался найти решение, не используя папину подсказку – «Ведь это задание для детей!» Размышляя об этой ситуации, мы предположили несколько возможных причин: крепнущая самостоятельность ребенка, желание доказать свою «взрослость»…или привычка, что в большинстве случаев родители просто присутствуют как зрители, не включаясь в процесс. Подобные ситуации требуют дальнейшего наблюдения и соответствующих педагогических действий.

Очень весело было на станции «экологической», которую совместно организовали педагоги ГБДОУ детский сад № 16 и ГБДОУ детский сад № 12. В ней сочетались задания экологического содержания и спортивные эстафеты. В целом, двигательная деятельность была очень важна в ходе квеста — она задавала необходимую динамику, чтобы участники не замерзли, не заскучали. Она же добавила и веселья, и положительных эмоций. Педагог в шапочке енота смотрелась очень забавно, с ней охотно общались и ребятишки, и взрослые.

Само название семейного квеста – «По тропинкам Екатерининского парка» – задало тематику краеведения. Имея в непосредственной близости такое замечательное место, хотелось в полной мере использовать его потенциал. При этом задача у нас стояла — не заучивать названия объектов, а создать ситуацию содержательного общения меду взрослыми и детьми, чтобы и после завершения квеста у детей и родителей сохранялась тема для дальнейшего обсуждения. Опять же, чтобы задания были детям посильны, были предусмотрены разные варианты выполнения: отгадывая загадку, взрослые называют объект, а ребенок находит картинку с его изображением. Хозяйкой на этой станции была педагог ГБДОУ № 3, которая углубленно занимается данной темой.

В итоге семейного квеста, все дети получили подарки. Конечно, это важно для ребят – получить вещественное подтверждение своего успеха, своей победы. Стоит отметить, что все участники остались довольны: родители благодарили за интересно проведенное время, некоторые семьи остались гулять в парке, продлевая совместный семейный досуг. Один из детей на начало квеста чувствовал себя неуютно в окружении чужих взрослых и детей. Мы намеренно объединили семьи, которые не знают друг друга. Ведь и мы, взрослые, учимся взаимодействовать, быть более открытыми, приветливыми, знакомиться и находить общие интересы. К концу квеста все дети чувствовали себя свободно и уверенно, на наш взгляд, это и есть опыт позитивного взаимодействия, обогащающий дошколят.

С профессиональной точки зрения, мероприятие можно оценить достаточно высоко. Организационных заминок не было, все было тщательно продумано: размещение станций (на достаточном расстоянии, чтобы не мешать друг другу, и в то же время не настолько далеко, чтобы утомить передвижениями), движение команд по маршрутам (были заготовлены маршрутные карты), светоотражающие жилеты для детей позволяли ориентироваться в передвижении команд, видеть участников среди гуляющих людей. Каждая команда имела цветовое обозначение и того же цвета были конверты с элементами разрезной картинки, которую нужно было собрать, выполняя задания квеста. Каждая станция была обозначена табличкой, чтобы играющие четко понимали, куда им нужно идти. В начале мероприятия мы обратились к родителям с короткой инструкцией: не торопиться помогать детям, чтобы ребятишки почувствовали себя «хозяевами положения» и приняли свою ответственность за происходящее.

 Мы очень признательны руководству Екатерининского парка, за то, что нам разрешили провести квест на территории парка. Безусловно, это придало дополнительные эмоции всему происходящему. Но в целом, такое событие можно проводить в любой сезон, в любом подходящем месте, в любом составе. Квест-технология позволяет достаточно свободно организовывать мероприятия, а в итоге получается интереснейшее событие, наполненное самым разнообразным содержанием, ведь в квесте можно интегрировать все образовательные области. Мы благодарим всех участников, принявших участие в подготовке семейного квеста! Дважды мы собирались на организационные собрания, в ходе которых были распределены задачи, обсуждены все мельчайшие подробности: как всё будет происходить. Каждый из участников выполнил свою часть работы, а в итоге всё сложилось, как фрагменты мозаики в одну целостную картину!