Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений

Галкина Е.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 11

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
К. Д. Ушинский

Заучивание стихотворений для ребёнка имеет огромную пользу: расширяется его кругозор, развивается память, формируется культурный уровень.  Но многие педагоги согласятся со мной, что работа по заучиванию стихотворений с детьми вызывает определённые трудности.  И не секрет, что формальный, лишенный всякого творчества подход превращает такого рода речевую деятельность в непривлекательный процесс. Дети плохо запоминают текст, забывают или переставляют слова. И соответственно, читают стихи неэмоционально и невыразительно. Если ребенок не понимает смысл, то он пытается запомнить текст механически, а это не самый лучший способ заучивания.

Как замечательно было бы учить стихотворения, не прилагая никаких усилий, сразу с первого раза! Вы думаете это невозможно? Но на самом деле это несложно!  Надо всего лишь понимать, о чем говорится в стихотворении, и суметь представить перед глазами картинку. Ведь мы с вами знаем, что зрительная память у нас развита намного лучше.

Я работаю в старшей группе, поэтому уделяю большое внимание развитию связной речи у детей. Чтобы научить дошкольников связно, последовательно и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях  из окружающей жизни, я в своей работе использую мнемотехнику. Она помогает ускорить запоминание, максимально сохранив художественный текст при воспроизведении. Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет,  и таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Мы знаем, что лучше всего запоминается то, что интересно и привлекательно. А с помощью мнемотехники можно сделать так, что материал надолго останется в памяти ребёнка. Но для этого необходимо учесть некоторые правила и требования:

  • изображения и символы должны быть хорошо знакомы детям;
  • изображения и символы должны отображать обобщенный образ предмета;
  • изображения и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
  • графическая схема должна быть понятна и знакома ребенку;
  • с детьми младшего дошкольного возраста лучше применять цветные картинки и схемы, а со старшими дошкольниками рациональнее использовать чёрно-белые схемы, так как цветные будут больше отвлекать, нежели задерживать внимание.

Хочу отметить, что для кодирования стихотворения достаточно даже простейшего изображения. Необязательно быть профессиональным художником, достаточно схематически отобразить весь окружающий мир: явления природы, события, признаки предметов, действия персонажей. Использование опорных рисунков при заучивании стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Итак, мы приступаем к разучиванию стихотворения. С чего же начнем? Конечно, сначала я выразительно читаю стихотворение детям и сообщаю, что это произведение мы будем учить наизусть. Затем задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения. Если какие-то слова непонятны, объясняю их значение в доступной форме. Беседа по содержанию стихотворения — приём классический, но в плане мнемотехники крайне важный, так как облегчает запоминание и дальнейшее воспроизведение художественного текста.

Следующий этап работы над текстом предполагает, что дети самостоятельно проговаривают отдельно каждую строчку стихотворения с помощью мнемодорожки, а затем читают текст целиком с опорой на мнемотаблицу. На начальном этапе я предлагала детям использовать готовые картинки-схемы. Но  по мере обучения ребята сами активно включались в процесс создания схем, как из готовых картинок, так и с помощью зарисовки отдельных элементов.

А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения, используя подсказки-схемы. Когда стихотворение будет выучено, то можно предложить детям сделать книгу стихов из мнемотаблиц. Время от времени можно рассматривать созданную книгу, воссоздавать выученные ранее тексты. Это интересное занятие дает ребенку возможность видеть результаты своей деятельности, поддерживать литературный багаж и тренировать память.

Практика показала, что дети лучше учат стихотворение наизусть, когда рисуют его при помощи картинок-символов и затем при воспроизведении опираются на них. Использование этого приёма облегчает и практически ускоряет процесс запоминания информации, повышает интерес к изучаемому произведению, что немаловажно при передаче выразительности текста. Также у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, развивается зрительная и слуховая память, внимание, появляется интерес к заучиванию стихов, словарный запас выходит на более высокий уровень, дети преодолевают робость, застенчивость и учатся свободно держаться перед аудиторией.