Взаимодействие жестов, мимики и речи в театрализованной деятельности дошкольников

                  Дуженкова М. А., музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 43

Известно, что театрализованные игры можно использовать для общего всестороннего развития детей. Но особо важно, через игру мы можем отвлечь ребёнка от его комплексов и неуверенности в своих возможностях.  Также мы можем помочь раскрыть эмоциональную сторону детей и снять внутренние зажимы.

Эмоции – одна из составляющей человеческой натуры. Они – отражение индивидуальности человека, его внутреннего состояния: радости, горя, гнева, страха, стыда, восхищения, презрения и т. д. Эмоции сопровождаются более или менее заметными внешними проявлениями.

Любой эмоциональной реакции присущи невербальные средства проявления. Это выразительные движения рук, жесты, мимика, пантомимика, которые, в свою очередь, напрямую влияют на речь и психомоторику ребёнка.

Как известно, большая часть информации в процессе общения передаётся невербальным способом. Способность ребёнка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приёмы самоконтроля.

Именно правильная взаимосвязь всех этих элементов даёт нам полное представление об эмоциональном фоне ребёнка, а ему  помогает более точно воспроизвести тот или иной персонаж.

  • Мимика – выразительные движения мышц лица. Мимика без слов говорит об определённых чувствах и настроении. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной.
  • Жесты бывают условными, указывающими, подчёркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными.
  • Пантомимика – это осанка и поза, которые играют важную роль в облике ребёнка. Дети с бедной пантомимикой не в состоянии чётко выразить своё эмоциональное состояние, они, возможно, и сами не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс коммуникации.

Я обратила внимание, что детям трудно даются задания, целью которых является изображение животных или знакомых сказочных персонажей с помощью невербальных средств общения. При создании игрового образа дети пользуются примитивными характерными жестами, забывая о мимике и пантомимике. Даже когда дети стараются изобразить тот или иной образ, движения их становятся скованными, угловатыми, однообразными. Поэтому я поставила перед собой цель – развивать у детей невербальные средства выражения эмоций. Работу над развитием невербальных средств выражения эмоций ведём в трёх направлениях:

  • работа над жестами;
  • работа над мимикой;
  • работа над пантомимикой.

Вся работа проводится индивидуально в форме игр, этюдов и упражнений. Ведь этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства.

Вот пример этюдов, игр и упражнений, которые я использую в индивидуальной работе с детьми  при постановке сценок и детских спектаклей.

Этюд «Шторка»

Цель: развитие мимики.

Дети закрывают лицо ладошками, слушают внимательно задание, требующее изобразить ту или иную эмоцию: радость, печаль, восхищение, удивление, презрение, гнев и т.д.  Затем дети открывают лицо и показывают эмоцию.

 Этюд «Изобрази жестом»

Цель: развитие выразительности жестов, движений, мимики.

Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.

Этюд «Глухая бабушка»

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. ребенок жестами отвечает.

Этюд «Тише»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу – «тише!».

 Этюд «В магазине зеркал»

Ситуация. В магазин зеркал вошла девочка Маша, увидела себя в зеркало и топнула ногой – отражение ответило ей тем же. Затем она начала строить различные гримасы.

Детей разбить на пары, одному из них отвести роль зеркала. Задача состоит в том, чтобы второй ребёнок с точностью повторял всё, что показывает первый.

 Игры на развитие выразительной мимики имеют определённую цель –  учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа, например, такого: «Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась», «Грязная бумажка», «Тепло-холодно», «Рассердились на драчуна», «Встретили хорошего знакомого», «Испугались забияку», «Умеем лукавить» (подмигивание),

 Игра-пантомима «Угадай, кто я»

Цель: развитие пантомимических навыков.

Педагог предлагает детям разделиться на две команды: одни дети изображают, а другие угадывают. Пантомимически передавая характерные особенности, иногда помогая голосом, дети показывают щенка, петуха, мышонка, собаку, пчелу, кошку, лягушку. Затем дети меняются.

 Загадки – пантомимы:

  • отгадать, кто сидит в клетке в зоопарке;
  • отгадать профессию (по характерным движениям и позе);
  • отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке,  самолёте, поезде и пр.);
  • отгадать, какая на улице погода;
  • определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т.д.)

 Показать (руками или пальцами):

  • Стой на месте!
  • Идём со мной!
  • До свидания!
  • Давай помиримся.
  • Я тебя люблю!
  • Я боюсь.

Систематическая работа по развитию невербальных средств позволяет совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствует улучшению их взаимодействия со сверстниками. Они стали больше использовать различные невербальные средства в общении. Их эмоциональные проявления приобрели более выразительный и яркий характер. Ребята учатся быть доброжелательными и внимательными друг другу.

Дети, овладев на должном уровне невербальными средствами, используют  эти умения при выборе персонажа и выразительных средств, с помощью которых будет создаваться игровой образ. Это ярко проявилось в работе над сказками: «Теремок», «Колобок», «Чиполлино», «Красная шапочка», «Золушка», «Муха-Цокотуха», а также во время праздников при прочтении стихов и разыгрывания различных сценок. Дети без особого труда быстро и правильно находят те характерные и выразительные средства, с помощью которых они передают характер и образ своего персонажа. Важно, что дети, расширяя свой кругозор, начинают играть роль,  используя помощь не только педагога, но и предлагая свои варианты игры.

Театрализованные игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Умение связывать речь с мимикой и жестами помогает детям раскрыться во время выступления, убирает внутренние зажимы, даёт возможность проявить свой потенциал для дальнейшей работы над ролями, а также идет полноценное развитие психомоторики ребёнка.