Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования

 Капитонова В.А., старший воспитатель ГБДОУ  детский сад № 11

Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!
Ральф У. Эмерсон

То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
К. А. Тимирязев

Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется,  он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок,  он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование  наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию (2, с. 11).

Опытно-экспериментальная деятельность тесно связанна с такими видами деятельности, как: наблюдение и труд,  развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.

В своей работе в этом направлении я  отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в то же время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию можно проводить со 2-й младшей группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Дети раннего, младшего возраста с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену;  превращают снег в воду, а воду – в льдинки. С помощью игровых персонажей можно предложить детям простейшие проблемные ситуации: утонет ли резиновый мяч? как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Во второй младшей группе дети могут освоить действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Познакомиться со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, солнечных лучей, льда, снега, стекла. Узнать об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки и др. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты (или более сложные)  дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Исходя из своего опыта, я могу сказать, что у детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим  для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В средней группе мы знакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода). Также с детьми 4-5 лет исследовали и объекты неживой природы: песок, глину, снег, камни, воздух, воду. В этом возрасте  можно пробовать делать пену и пр. В средней группе впервые стали проводить экспери­менты по выяснению причин отдельных явлений, например: «По­чему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «По­тому что мы его повесили на батарею». Исследовали состав почвы, сравнивали свойства песка и глины. Узнавали и расширяли представления о свойствах воды и воздуха, их значении, о видах и свойствах тканей, узнали о свойствах магнита и увеличительного стекла.

В процессе экспериментирования я стимулирую детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помогать застенчивым.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности (4, с. 96). В нашей группе мы делаем  акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

В старшей и подготовительной к школе группе я планирую организовать мини-лабораторию, оборудование которой будет использоваться на занятиях.

Эту работу я начала с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по этой теме, написания картотеки на тему «Детское экспериментирование».

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности на данный момент в группе подобран уголок экспериментирования, который постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Мы их составили совместно с детьми и игровыми персонажами:

С песком: Если сыплешь ты песок – рядом веник и совок.
С огнем: Помни правило: огонь никогда один не тронь!
С водой: Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда: тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог, и никто здесь не промок.
Со стеклом: Со стеклом будь осторожен – ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда, есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат-совок и для мусора бачок
Вмиг осколки соберут, наши руки сберегут.
По окончании работы: Ты работу завершил?
Все на место положил?

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. В уголке живут сказочные персонажи, которые удивляются, задают вопросы, делают открытия вместе с детьми: Почемучка, Звездочёт, Каркуша, Мудрая Сова 

На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством воспитателей моделируют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы ее проверки осуществлять практические действия, делать выводы. Интересно было наблюдать, как  дети рассказывали Каркуше, как правильно посадить лук, что может утонуть, а что не тонет.

Однажды дети могут обнаружить конверт с семенами фасоли и гороха и задание-записку: «Объясните, что появляется вначале: корешок или стебелек?»

Также в группе мною созданы полочки избыточной информации. На них выставляются разнообразные предметы. Например, при изучении  темы «Прозрачное – непрозрачное» мы поставили прозрачный и деревянный стаканы. Провели обследование: налили в стаканы воды и положили туда бусинки. Дети сами делают выводы.

Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой –  позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что  не надо делать за ребёнка его работу. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, мною было проведено анкетирование родителей. Также  мы разработали буклеты и памятки  для родителей:  «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»,  «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!»,  в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Также мы привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёры), создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность (1, с. 4).

О результативности применения опытно-экспериментальной деятельности как средства познавательного развития можно судить по следующим показателям и критериям:

  1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить.
  2. Предлагает возможные решения.
  3. Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
  4. Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
  5. Применяет выводы к новым данным.
  6. Делает обобщения (2, с. 71).

Также можно проводить диагностические задания-игры «Да-нет» Н. Б. Шумаковой (ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая прямых вопросов типа «Что это?»).

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Список литературы:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Методическое пособие. – Москва: Творческий центр “Сфера”, 2002 – 111 с.
  2. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – Москва: Педагогическое общество России, 2003 – 80 с.
  3. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. – Москва: АРКТИ, 2008. – 64 с.
  4. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы) – Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003 – 192 с.
  5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике: Учебное пособие – Москва: Просвещение, 2000 – 305 с.