Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада (из опыта работы)

Зайцева Н.В.,воспитатель ГБДОУ детский сад № 33
Иванова М. П., воспитатель ГБДОУ детский сад № 33

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев

Дошкольное образовательное учреждение является начальным звеном системы образования и призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный      педагогический процесс. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является развитие у детей нравственно-патриотических чувств. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В настоящее время наши дети увлечены интернет-играми, смотрят современные мультфильмы, которые порой полны агрессии, в семье наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей,  разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением, поэтому задача  педагогов и родителей –  воспитывать любовь к семье, старшему поколению, Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриот.

Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

В нашем детском саду ГБДОУ № 33 Пушкинского района уделяется особое внимание патриотическому воспитанию. Разработанная система по гражданскому и патриотическому воспитанию в ДОУ строится последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей.

С младшего возраста мы начинаем уделять внимание воспитанию любви к своей семье, старшему поколению. Ведется целенаправленная и систематизированная работа с семьями воспитанников. Это  составление герба семьи,  создание генеалогического древа (воспитанники стараются рассказать и показать на фотографиях всех членов своей семьи);  в группах созданы альбомы «Как я провел лето?», «Семейный традиции», «Зимние забавы в кругу семьи», «Наша дружная спортивная семья»; ежегодно наши ребята и родители радуют нас своими новыми фотоколлажами и рассказами;  также проводятся совместные утренние гимнастики, спортивные досуги, мастер-классы, родительские собрания, на которых может присутствовать любой член семьи.

В среднем возрасте мы начинаем знакомить детей с близлежащими улицами, обращая внимание воспитанников на все положительное, что происходит вокруг (посадили дерево, построили магазин и т.д.). Совместно с родителями ребята рисуют маршрут, составляя  безопасный путь от дома к детскому саду, при этом указывая свой дом, название улицы и всего, что находится рядом. В выходные дни мы организуем совместные экскурсии в Историко-литературный музей города Пушкин, где дети узнают о достопримечательностях родного города. В этом нам помогает Козлова Татьяна Николаевна, она проводит для нас занятия, экскурсии, знакомит с историей, бытом и традициями нашего народа. Каждое посещение музея для ребят – это праздник. Недавно наши воспитанники участвовали в открытии выставки писателя Сергея Васильевича Погореловского «Всем улыбка и привет», которая также проходила  в Историко-литературном музее. Дочь писателя, присутствовавшая на открытии выставки,   подарила нашему детскому саду книги.

В старшей и подготовительной к школе группе мы начинаем активное сотрудничество  с Центральной детской библиотекой Пушкина.  Наши ребята с удовольствием  знакомятся с книгами  российских  писателей.

В каждой группе для наглядного восприятия информации детьми созданы патриотические уголки, которые оформлены символикой̆ России и родного края, оснащены дидактическими, настольно-печатными играми, папками-передвижками, фотоальбомами, книгами, журналами, макетами, буклетами на патриотическую тему, плакатами, картами и книгами. Особенно ценны в нашем уголке открытки 40-х, 50 –х годов, которые подарила нашему детскому саду ветеран и блокадник ВОВ Агафадорова Алла Васильевна.

Со времен Великой Отечественной войны прошло достаточно много времени, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для потомков. Поэтому мы должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов.

Благодаря сотрудникам объединения реконструкторов  ВИК «Армейский отряд служебных собак» Чевордаеву  Павлу Сергеевичу и  Алексеевой Ольге  Сергеевне, с которыми мы тесно взаимодействуем,   наши воспитанники  узнают много нового о героизме и подвиге нашего народа. Каждое мероприятие с участием Ольги Сергеевны проходит трогательно, доступно для наших детей. Чтобы приблизить воспитанников к истории своего народа, Ольга Сергеевна и Павел Сергеевич ежегодно организуют для нас в памятные даты мини-музей «Великая Отечественная война».

Сегодня патриотическому воспитанию детей  уделяется много внимания. В связи с этим важным моментом является внесение регионального компонента в образовательную программу, по которой работает наш детский сад. На наш взгляд, воспитывать патриота необходимо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях, на своём отношении  к стране, в которой живёшь. Но  при этом не забывать  и о проблемах сегодняшнего  дня, то есть о  настоящем.