Гигиена труда в формировании здоровьесберегающего пространства и применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе для детей с ОВЗ

Волковская С. Г., учитель класса «Особый ребёнок» ГБОУ школа № 607

Статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Здоровьесберегающие технологии дают возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких образовательных результатов.

«Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений»,- это определение даёт не только научную конкретность, но ещё и указывает на связь организма с внешней средой. Это очень важно, поскольку человек бывает здоров индивидуально, он  по-своему, по-особенному реагирует на изменения внешней среды. Поэтому нужно серьёзно относиться к гигиене труда, которая неразрывно связана с формированием здоровьесберегающей среды.

Гигиена труда  способствует работоспособности. Под работоспособностью понимают способность человека к психофизиологической деятельности, в процессе которой достигаются результаты труда заданного качества. Это может быть число изготовленных деталей, просмотренных страниц книги и т. д.

Профессий много, каждая из них имеет свою специфику, свои результаты, свою производительность, которая не всегда сопровождается изготовлением материальных ценностей.

Работоспособность зависит от многих причин: от физического состояния человека, от его подготовленности, тренированности, от профессионального опыта, от выработанных ранее навыков. Влияют на работоспособность и внешние условия. Вовсе не безразлично, работает ли человек в тишине или его постоянно отвлекают разговорами, шумом, трудится он при температуре комфорта или ему приходится действовать на холоде или в жаре. Выполняя работу, человек устает, и его работоспособность падает. В начале и в середине рабочего дня она не такая, как в конце. Изменение работоспособности во времени называется динамикой работоспособности.

 Для каждого вида работы, будь то умственный или  физический труд, характерны три периода или фазы работоспособности: фаза врабатывания, фаза оптимальной работоспособности и фаза истощения. Установлено, что вначале редко удаётся достичь максимальной производительности. В первой фазе  она невысока, но постепенно начинает нарастать и останавливается, достигнув определённой величины. Возрастание работоспособности от момента начала работы до достижения постоянного уровня называется фазой врабатывания. Затем производительность труда становится максимально высокой – это стадия оптимальной работоспособности. Здесь человек работает с полной отдачей сил довольно продолжительное время. Но затем наступает утомление, и производительность труда снижается. Этот период называется фазой истощения.

Стадию врабатывания иногда называют стадией нарастающей работоспособности. Дело в том, что человек не может сразу включится полностью в работу. Его занимают посторонние мысли, несделанные дела, ему приходится приспосабливаться к производственной обстановке. Это требует известного времени. Однако для разных людей оно различно. Для некоторых период врабатывания может продолжаться несколько минут, для других он длится не один час. В период врабатывания рабочие навыки неустойчивы, они не отличаются прочностью, нередко сопровождаются лишними движениями. Это очень уязвимая фаза, и от того, как она пройдёт, зависит многое. Отвлечение от работы, перерывы, поиски не оказавшегося под рукой материала значительно затягивают период врабатывания. Случается, что он затягивается настолько, что стадия оптимальной работоспособности просто не наступает и фаза врабатывания сразу переходит в фазу истощения. Вот почему перед началом работы так важно всё подготовить.

Наступление стадии оптимальной работоспособности – наиболее благоприятное время для работы. Посторонние мысли уходят, выработанные навыки чётко осуществляются, человек испытывает лёгкость и нередко получает удовольствие от того, что работа идёт скоро и результаты её ощутимы. Для этой стадии характерна полная адаптация внутренних органов к совершаемой работе. Устанавливается на более высоком уровне кровеносное давление, дыхание, температура тела. При статической и очень тяжелой динамической работе потребность в кислороде оказывается неудовлетворённой, возникает кислородный долг, который ликвидируется после окончания работы, в период восстановления.

В стадии оптимальной работоспособности надо производить самые ответственные дела – то, что наиболее трудно даётся. В этот период можно устраивать небольшие перерывы (5-10 минут), чтобы отсрочить возникающую усталость, но прибегать лучше к активному отдыху: сделать несколько физкультурных движений. Такая работа поддерживает стадию оптимальной работоспособности и в то же время обеспечивает переход к следующему этапу работы. Однако фаза оптимальной работоспособности рано или поздно кончается, и наступает период истощения. Или по-другому его называют стадией развивающегося утомления, поскольку переход от второй к третьей стадии совершается незаметно. И тогда наступает  такой момент, когда человек вынужден окончить работу. При сильном утомлении активный отдых не всегда даёт облегчение. Во многих случаях полезно прибегнуть к пассивному отдыху, посидеть, почитать книгу,  может быть, прилечь, если имеется такая возможность.

Гигиена учебного труда и развитие личности. Фазы врабатывания, оптимальной работоспособности и утомления характерны и  для учебного труда – усвоение новой информации и выработка новых навыков требуют от человека значительного напряжения и  прежде всего активного внимания. Материал, конечно, можно просто выучить. Однако этот способ малоэффективен и утомителен. Куда полезнее поддерживать внимание активной работой с материалом. Попробуйте не просто слушать объяснения учителя, а мысленно или письменно отмечать пункты, на которых он останавливается, составлять план изложения, пытаться догадаться, о чём он будет говорить дальше, а потом сопоставить свои догадки с изложением преподавателя.

Подобным образом можно работать и с учебником. Вначале полезно пролистать текст, который предстоит изучить, отметить заголовки разделов, попытаться припомнить, что говорилось о них на уроке, просмотреть иллюстрации, а уж затем браться за чтение. Тогда невольно будет происходить сопоставление текста с вынесенными из урока представлениями, что-то будет совпадать, что-то нет. Эти сопоставления и будут возбуждать активность, которая так важна для поддержания внимания.

При заучивании текста не пытайтесь читать его подряд несколько раз. Как правило, такое повторение неэкономично. Оно приводит к механическому заучиванию слов текста нередко без понимания смысла. Гораздо полезнее попытаться закрыть книгу и воспроизвести текст. Затем следует вновь пробежать его глазами, повторяя то, что не запомнилось или воспринялось неверно.

Я хочу предложить коллегам несколько вариантов здоровьесберегающих технологий (тренировок, упражнений), помогающих детям  привести свой организм в равновесие,

Тренировка воспроизводящего и творческого воображения

Цель: снятие эмоционального напряжения.
Количество участников: 3 человека.
Возрастная категория: дети от 13-18 лет.
Используемая  методика: «Тренировка воспроизводящего и творческого воображения»

  • «Кляксы».

1. Согните лист белой бумаги пополам. На нижнюю половину листа нанесите каплю чернил, затем накройте её верхней половиной листа и разорвите.
2. Разверните лист: получилась симметричная клякса. Попытайтесь определить, на какие предметы она похожа.

  • «Дорисуй картинку».

Расположите на листе бумаге точки, не задумывайтесь об их местоположении. Потом попробуйте соединить прямыми линями эти отметины.

  • «6 спичек».

Нам понадобится: 6 спичек или другие одинаковые палочки.
1. Возьмите 6 спичек и постройте из них 4 треугольника так, чтобы спички нигде не пересекали друг друга.
2. Объясните, почему те из вас, кто не знал  решения задачи, пытались строить треугольники на плоскости, а не в пространстве, хотя в условии задачи такого ограничения не было.

Предполагаемый результат.

Эти  упражнения на развитие фантазии весьма эффективны, особенно для детей.  Они не просто способствуют развитию фантазии, но и позволяют позитивно провести время.

Я привела только малую часть способов для развития воображения. Но этого вполне достаточно, чтобы оно заработало активнее. А вместе с ним улучшились и другие способности, которые сделают ваше мышление более гибким и подвижным

Психические процессы могут совершенствоваться тренировкой так же, как совершенствуются мускулы спортсмена, а без упражнений они деградируют так же, как деградируют мышцы от бездействия.

Удивительная слаженность и целесообразность, мудрость и практичность человеческого организма изумляют непосвященных, вдохновляют поэтов на восторженные строки, подобные строкам великого поэта Древней Эллады Софокла:

В мире много сил великих,
Но сильнее человека
Нет в природе ничего.

Человеческий организм – самый сложный, самый совершенный из всех земных – требует к себе неукоснительного и постоянного внимания.

Каждому из нас следует относиться к себе разумно, бережно, понимая, что человек – существо особенное, биологически связанное со средой, социально с обществом и относящееся к миру, себе и людям социально.

Литература:

  1. Колесов Д. В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии»: Учеб. пособие 9-10 кл. сред. Шк.: Факультатив. Курс. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.: ил. – ISBN 5-09-001426-4.
  2. Виктор Пекелис «Как найти себя» Москва, «Детская литература», 1989 год.
  3. Г.Янчук, А. Кузнецов «Шагни первым: Художественные очерки/Сост. Г.В. Янчук; Худож. А. Кузнецов. – М.: Дет. Лит., 1988 год – 176 с.: ил. ISBN5-08-001381-8.
  4. Е. Вельховер. В. Никифоров, Б. Радыш, «Локаторы здоровья», Москва, «Молодая гвардия», 1991 год.
  5. В.И. Малов, В.К. Арсеньев «Люди науки», Москва, «Просвещение», 1986 год.-96 с.: ил. – (Люди науки).
  6. Б.Н. Никитин, «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней», ЛЕНИЗДАТ, 1990 год.
  7. Кон И. С., «Психология ранней юности» Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.: ил. – (Психол. Науки – школе). ISBN 5-09-001053-6.