Методы борьбы со школьным алкоголизмом в Российской империи

А. Д. Губарева, учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 407

Статья посвящена методам борьбы с алкоголизмом школьников в конце XIX – начале XX вв. в Российской империи. В работе рассматриваются правительственные и общественные методы решения проблем распространения пьянства среди школьников. Анализ методов позволяет оценить масштаб и эффективность проведенных мероприятий.

В начале XX века с особой остротой проявилась проблема алкоголизма школьников [1]. Так, в периодической печати были обнаружены следующие данные: «Из 43 опрошенных детей в Петербургской школе для мальчиков в возрасте 8-11 лет с водкой были знакомы 37 человек. Перед обедом ежедневно пили от половины до одной рюмки 9 человек, по праздникам – 14, были пьяны от водки – 16, от пива – 17. В других школах из 50 мальчиков не знали вкуса водки всего 6. В женском училище из 50 девочек пили водку – 10, пиво и вино – 38» [6, с. 20]. Из данных видно, что автор обеспокоен такими цифрами и призывает общественность бороться с данным явлением. Особый интерес вызывают цифры,  представленные доктором Григорьевым, поскольку он проанализировал  статистические данные и указал причину алкоголизма школьников. Так, из 182 учеников в 4 школах Петербурга в возрасте 8-13 лет, обследованных им,   были знакомы со спиртными напитками 166 человек и 151 пили водку. «Многие из них были уже пьяны, многие получали спиртные напитки от родителей ежедневно» [5, с. 154]. Это обстоятельство заслуживает особого внимания, по мнению Григорьева, так как показывает масштаб данной проблемы.

В периодической печати обсуждался вопрос о способах борьбы с алкоголизмом на территории Российской империи, что говорит о значимости проблемы [4, 10, 11, 15]. Следует отметить, что в период с 1890 по 1900 год преобладают лишь статьи на тему осуждения такого явления, как употребление алкоголя детьми, причины которого видели в семье. Из двенадцати  статей за 10 лет  пять затрагивают тему причин и масштаба явления, остальные семь  – описывают общую картину того, как необходимо бороться с данным явлением в учебных заведениях  Российской империи. Но уже с 1900 года мы наблюдаем в печати призыв к собиранию сведений, касающихся алкоголизма в среде школьников. Так, только в журнале «Русская школа» с 1900-1917 гг. данной проблеме посвящено тридцать  статей, которые отмечают обеспокоенность общественности распространением  алкоголизма среди школьников [10].

В начале XX века общественность начала активную деятельность по борьбе с алкоголизмом школьников –  на заседании Комиссии по вопросу о борьбе с алкоголизмом при Обществе охранения народного здравия было решено приступить к сбору сведений, касающихся употребления алкоголя школьниками [8, с. 124]. Для этой цели школьной подкомиссией были разработаны особые формы вопросительных листов. С этими листами решено обратиться, спросив на то разрешение начальства, к студентам высших учебных заведений [8, с. 134]. Полученные ответы составили статистический материал, касающейся высшей и средней школы. Предполагалось, что каждый из молодых людей сообщит достоверно, в каком возрасте впервые познакомился со спиртными напитками, как он относился к ним раньше,  теперь и т.д. Для получения сведений об учащихся низшей школы было решено обратиться с вопросными листами к школьным врачам.

Издавались и распоряжения, запрещавшие посещать воспитанникам средней и низшей школы трактиры, рестораны, увеселительные заведения [3, с. 101] Так, киевский полицмейстер предписал приставам объявить содержателям ресторанов, трактиров, увеселительных заведений, чтобы они не допускали туда воспитанников средней и низшей школы. В случае нарушений на содержателей заведений составляли протоколы и предоставляли полицмейстерам, записав фамилии воспитанников из имеющихся при них билетов, а затем удаляли из питейных заведений. Также обязали содержателей буфетов в театре и цирке не продавать воспитанникам спиртные напитки. «Заметив на улице неприличное поведение воспитанника, чины полиции были обязаны деликатным образом предупредить его, а в случае упорства спросить у воспитанника билет, из которого выписать фамилию и название учебного заведения. При неимении билета, при отказе показать его или в случае бегства или буйства виновного воспитанника следовало задержать и немедленно отправить в городскую полицию, сообщив по телефону начальнику того учебного заведения, в котором состоит задержанный» [3, с. 110].

Для борьбы с пьянством были созваны Всероссийские съезды: деятельность первого развернулась в Санкт-Петербурге в январе 1910 года [13], работа второго – в Москве в августе 1912 года, последний был созван по инициативе московского митрополита Владимира [12]. Святейший Синод призывал духовенство учреждать общества трезвости и вести антиалкогольное обучение в церковно-приходских школах. II секция Всероссийского съезда практических деятелей признали существование проблемы потребления спиртных напитков детьми школьного возраста, для борьбы с алкоголизмом призывали преподавать науку трезвости как самостоятельный предмет во всех школах, устраивать внешкольную просветительскую деятельность, которая выражалась в образовании музеев, выставок, публичных чтений и бесед и учреждении обществ трезвости из взрослых (от 16-ти лет) и детских союзов трезвости (до 16-ти лет включительно) [12, с. 179].

В числе организаций, поставивших задачу борьбы с алкоголизмом, заметное место в начале XX века занимал Московский кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом [14]. Организация возникла в 1910 году по инициативе докторов медицины А.А. Корнилова и Т.И. Вяземского, педагога Г.Ф. Маркова и протоиерея Н.А. Любимова, спонсировалась Московским попечительством народной трезвости и Московским городским управлением [14, с. 8] Сразу хочется уточнить, что цель попечительства –  привлечение народных масс к трезвости и содействие поднятию их духовно-нравственного уровня; также организация питания, а именно создание столовых, чайных, подвижных кухонь; лечение алкоголиков в специальных амбулаториях и предоставление бесплатной медицинской помощи [9, с. 38, 39]. Кружок руководствовался следующими положениями:

  1. Потребление спиртных напитков детьми школьного возраста – явление распространенное.
  2. Предупредительные меры борьбы с алкоголизмом более существенны и важны, чем меры лечебные, поэтому борьба со школьным алкоголизмом эффективнее, чем борьба со сформировавшимся алкоголизмом взрослых.
  3. Из всех мер по борьбе с алкоголизмом наиболее важная – это просвещение детей школьного возраста о вреде и последствиях употребления алкогольных напитков [7, с. 10].

Для достижения целей Кружок организовывал выставки в противоалкогольном музее три раза в неделю, читал лекции о вреде алкоголя, а также устраивал дополнительные курсы для учителей. Особо значимым мероприятием в Кружке было лечение уже зависимых людей. Из 875 человек, которые лечились в амбулатории, 536 прекратили потребление спиртных напитков, что составило 62,4% [14, с. 14].

Одну из попыток борьбы с пьянством предпринял педагог С.А. Рачинский, который со своими учениками сельской школы организовал школьное общество воздержания. Как отмечал Д.Н. Бородин, даже после смерти педагога общество продолжало существовать и послужило толчком для открытия подобных кружков в ближайших населенных пунктах [2, с. 139].

В 1908 году в Сергиевом Посаде состоялось открытие Первой российской школы трезвости. В ней на каждом уроке проводили беседы о пользе трезвости и о вреде пьянства, дети писали пословицы и рассказы по данной теме [10].

Упоминается в источниках также об организации общества трезвости среди студентов Санкт-Петербургского университета [10].

Одним из крупных проектов в конце XIX – XX вв. по организации русских обществ воздержания учащейся молодежи являлась организация «Заря». «Заря» могла организовываться при всех видах школ и выбирать своих руководителей. Но, вступая в члены общества «Заря», каждый был обязан негативно относиться к вопросу об употреблении алкоголя и взять на себя обещание никогда не употреблять спиртные напитки. Главными задачами общества были следующие: разъяснение опасности и своевременная поддержка молодежи в борьбе с алкоголизмом, установление правильной организации физического и нравственного развития. Есть сведения о том, что на знамя они хотели поместить девиз «Долой алкоголь, и да процветает здоровый дух в здоровом теле» [2, с. 138]

Таким образом, можно сделать вывод, что борьба с алкоголизмом школьников в начале ХХ века приобрела организованный характер. Обсуждение этого вопроса осуществлялось на разных уровнях и  правительственными структурами,  и общественными организациями  на съездах, в прессе и непосредственно в самих учебных заведениях. Стали создаваться общества трезвости, кружки по борьбе с подростковым алкоголизмом, главной целью которых было нравственное воспитание школьников, а одной из главных задач стало преподавание предметов или проведение отдельных занятий антиалкогольного содержания. Проводились беседы, лекции, семинары, экскурсии, которые должны были способствовать достижению поставленных задач.

Список литературы

  1. Алкоголизм среди учащихся // Русская школа. – 1902. − № 2. – С. 91-109.
  2. Вержбицкий А. И. Об участии школы в борьбе с алкоголизмом // Русская школа. – 1910. – № 5. – С. 138 -146.
  3. Внешкольное поведение // Русская школа. – 1903. − № 12. – С. 90 – 112.
  4. Воспитание и обучение. – СПб.: В. Уггла, 1896-1917.
  5. Д-р Григорьев Пьянство среди детей // Русская школа. – 1904. – №2. – С. 154-161.
  6. Иеромонах Михаил Обиженные дети // Русская школа. – 1891. – № 7. – С. 20-28.
  7.  Марков Г.Ф. Школьный алкоголизм и борьба с ним // Г.Ф. Марков. – М., 1912. – 60 с.
  8. Н. Вр. Алкоголизм в школах // Русская школа. – 1900. − № 2. – С. 124 – 145.
  9.  Объяснительный каталог выставки по борьбе с пьянством. – СПб.: Тип. Минист. внутрен. дел, 1910. – 124 с.
  10. Русская школа: Общепедагогический журнал для учителей и деятелей по народному образованию. – СПб., 1890-1917.
  11. Русский начальный учитель. – СПб.: В. Латышев, 1890-1911.
  12.  Труды Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшегося в Москве с 6-12 августа 1912 г. В 3-х т. – Пг., 1914-1916. – 182+305+132 с.
  13.  Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством. – СПб., 28 декабря – 6 января 1910 г. В 3-х т. – СПб.: Тип. Сойкина, 1910. – 279+237+291 с.
  14. Шилов А. Кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом в Москве // А. Шилов. – М.: Тип. В.И. Воронова, 1914. – 12 с.
  15. Школьное обозрение: Прил. к общественно-пед. и лит. газете «Жизнь и школа». – СПб., 1897-1902.