Игра – викторина “Колесо истории” для учащихся 4-х классов

Ильина Т. Н., педагог-воспитатель ГПД ГБОУ школы № 297

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего
М.В. Ломоносов

В течение нескольких лет в нашей школе в январе традиционно проводится предметная неделя для учеников начальной школы «По ступенькам знаний». В ней принимают участие все учителя и обучающиеся начальных классов, воспитатели ГПД, логопеды.

Ежегодно с огромным удовольствием участвуют наши ребята в различных мероприятиях предметной недели: конкурсах, олимпиадах, викторинах, интеллектуальных марафонах, КВНах, спортивных эстафетах.

В рамках недели начальной школы в этом году была проведена игра-викторина  «Колесо истории», в которой приняли участие учащиеся 4-х классов школы. В этот день ребятам предстояло отправиться в увлекательное путешествие по Великой Руси, вспомнить её историю и литературу.

Данное внеклассное мероприятие представляет собой интеллектуально-познавательную игру. Ребята отправились в путешествие по страницам нашей истории, вспоминая героические подвиги народа. «Помнить – значить жить!» – девиз, звучавший в ходе всего мероприятия. Ведь каждый человек должен любить Родину, знать свои истоки, хранить память о прошлом своего народа.

В игровой форме ребята знакомились с героическими страницами нашей истории. Все вопросы игры для лучшего усвоения материала сопровождались электронной презентацией. Дети с большим интересом всматривались в выразительные слайды. На большом экране мелькали картины истории Древней Руси, портреты великих полководцев – Минина и Пожарского, Александра Невского и других национальных героев России.

В ходе проведения викторины ребята продемонстрировали хорошие знания по истории, соприкоснулись со славным прошлым нашего Отечества, познакомились со знаменитыми людьми, оставившими след в истории страны и мира. Каждый участник имел возможность проявить себя в выполнении того или иного задания в ходе мероприятия.

Игра-викторина состояла  из 6 этапов.

  1. Приветствие команд.
  2. Разминка.
  3. Конкурс капитанов «Черный ящик».
  4. Шарады (индивидуальные задания для команды).
  5. .Физминутка «Снежный ком».
  6. Вопросы викторины с презентацией, охватывающие три темы:
    • 1 тур «Великая Русь»;
    • 2 тур «Ратный подвиг русского народа»;
    • 3 тур. «Символы государства».
  7. Подведение итогов. Награждение команд.

Мероприятие как всегда началось с постановки задач и целей, ознакомления всех участников мероприятия с правилами проведения викторины и формой подведения итогов.

Цель викторины «Колесо истории»: воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к Родине и защитникам Отечества.

Задачи:

  • воспитывать уважение к людям старшего поколения, любовь к своей Родине;
  • применять знания, полученные на уроках, в нестандартных заданиях или заданиях повышенного уровня;
  • прививать интерес к героическому прошлому России;
  • расширять кругозор обучающихся;
  • создавать условия для раскрытия способностей каждого ребенка;
  • развивать чувство сплоченности в коллективе.

Формы организации деятельности детей: данное внеклассное мероприятие представляет собой интеллектуально-познавательную игру, сопровождаемую показом слайдов презентации в Power Point.

Быстрый темп проведения викторины показал хороший уровень подготовленности команд. Серьезные вопросы об истории Отечества с древних времён до современной России чередовались с шуточными вопросами, и это снимало напряжение и исключало стрессовые ситуации в ходе мероприятия.

Все ребята дружно отвечали на вопросы викторины, которые были доступны и очень интересны.  Следует отметить высокую активность всех участников данного мероприятия. Ответы давались четкие, правильные, что отмечало жюри. В ходе викторины ребята узнали много нового, она оказалась познавательной как для детей, так и для учителей.

Игра прошла живо и интересно, в настоящей интеллектуальной борьбе!  Только заключительный конкурс выявил победителей, которые  получили свои заслуженные награды: дипломы, грамоты, благодарности.

Такие яркие  мероприятия нужны детям –  сейчас в процессе обучения есть возможность использовать современные информационные технологии, разные формы работы, которые помогают лучше усвоить учебный материал, активнее участвовать во внеурочных мероприятиях. Но не только образовательные задачи решают такие мероприятия – участвуя в командных конкурсах, ребята учатся радоваться победам и достойно принимать поражения, получают навыки публичных выступлений и импровизации, увлекаются поиском материала для общего дела. Учиться становится интереснее и легче.

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Без знания истории, без анализа и изучения опыта прошлых поколений невозможно развитие современного общества. Опыт предыдущих поколений – залог развития всего человечества.