Советы по работе с детьми с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)

Бастрикова О. С., педагог-психолог ГБОУ школы-интерната № 67

Чем люди просвещенней, тем они свободней.
Вольтер

В сознании многих людей еще совсем недавно понятие “дети с отклонениями в развитии” почти автоматически ассоциировалось с понятием неспособности и провала. И если на ребенка навешивался ярлык, он уже рассматривался как человек, который не может. Несмотря на то что часто родители и педагоги предпринимали героические усилия, чтобы показать, сколь многому эти дети могут научиться в действительности, все же еще чаще беспощадный “здравый смысл” советовал не ожидать слишком многого. Скольким родителям пришлось в своей жизни выслушать различные вариации на тему: “Он (она) сможет научиться делать только то-то и то-то”! И причиной этому был ярлык, которого не было на других детях.

К счастью, времена изменились. Сейчас в глазах общества дети с особенностями развития – это дети, которые могут. Они могут учиться. Могут плодотворно взаимодействовать со своими сверстниками, на которых нет такого ярлыка. Они могут рассматриваться как будущие члены общества со всем многообразием его жизни. Изменился и взгляд на их родителей. Они стали полноправными партнерами профессионалов, и это служит гарантией того, что их дети реально смогут воспользоваться правами на образование, отдых, работу

Но для того чтобы мечты воплотить в реальность, нужно пройти длинный путь. В процессе онтогенеза каждый живой организм проходит определённые этапы и при прохождении каждого этапа становится обладателем вновь приобретённых качеств, функций или умений. В основе всех новообразований лежит навык как таковой, то есть действие, которое отработано и доведено до автоматизма. Навыки разделяются на три группы: перцептивные, двигательные и интеллектуальные. Формирование навыка происходит путём выполнения и неоднократного повторения целенаправленных упражнений.

Сосредоточимся на приобретении новых навыков в процессе обучения. Для более эффективного и плодотворного взаимодействия с ребенком вам, прежде всего, нужно будет выбрать один новый навык, и его формирование станет вашей приоритетной задачей.

Что нужно принимать во внимание, намечая цель в своей работе: прежде всего, внимательно проследите за всем, что происходит в течение типичного дня ребенка (за этой информацией также можно обратиться к родителям или официальным опекунам). Запишите все действия, относящиеся к самообслуживанию, которые вы пока выполняете за него, но которым хотели бы его обучить. В вашем списке может оказаться умение завязывать шнурки, самостоятельно принимать пищу, убирать игрушки и одежду, мыть руки, лепить что-либо из пластилина и т.д. Хорошо ли научился ребенок пользоваться туалетом? Если нет, добавьте к вашему списку соответствующий шаг. В список можно также включить некоторые бытовые навыки, если ребенок, по-вашему, готов к их освоению. При формировании списка желаемых навыков вы можете опереться на мнение и стремления самого ребёнка, если он сам может об этом сказать. Также ребёнок может вам дать подсказку своей попыткой сделать что-то самостоятельно, например, попробует ложкой зачерпнуть кашу, или завязать шнурки на ботинках, или попытается поиграть в мяч с другими детьми, или…список может быть бесконечным.

Для более успешного освоения какого-либо навыка нам на помощь всегда приходит игра. Игра является, пожалуй, самой важной и основополагающей частью гармоничного развития любого ребёнка. Понятие игры вбирает в себя определенное действие: физическое, эмоцио­нальное, интеллектуальное, социальное или какое-либо другое. Это процесс, в ко­тором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли или конкретные действия. Этот навык тоже нужно формировать и развивать, этому можно и нужно учить. Начиная двигаться в этом направлении, нужно придерживаться индивидуального подхода, а именно, идти от ребёнка. Но прежде стоит задуматься, есть ли такие игрушки или игры, в которые, на ваш взгляд, он должен научиться играть.   Или играть лучше в то, во что он уже умеет играть? Может ли ребёнок научиться играть с другими детьми?  И от этого отталкиваться в работе с ним, поэтапно осваивая все виды игровой деятельности.

Не опережайте события и не торопите ребёнка при обучении, он сам подскажет вам, когда он будет готов к принятию новой информации и нового вида деятельности.