Автоматизация звуков в авторских играх

Головач Н. Л., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 8

Я закончила дефектологический факультет Московского Государственного Педагогического университета 25 лет назад. Мне читали лекции такие корифеи логопедии,  как Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Фомичёва М.Ф.,  Ефименкова Л.Н.,  Архипова Е.Ф.,  Визель Т.Г.,  Воробьёва В.К.     

   Перечитала сейчас все эти знаменитейшие фамилии —   и даже голова закружилась…  Да, они заложили отличный фундамент для будущей работы, объяснили,  что, когда, зачем и как нужно делать. Но мне всегда не хватало живой игры в этих «правильных» занятиях.

Период автоматизации вновь поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка (особенно это касается детей с минимальными дизартрическими расстройствами), так как требуется многократное повторение однотипного лексического материала. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.

В наше время в магазинах – изобилие игр и пособий, предназначенных для детей дошкольного возраста. Однако среди этого разнообразия очень трудно выбрать то, что подходит детям с ОВЗ и соответствует современным психолого-педагогическим требованиям. А иногда просто невозможно найти игру для решения конкретных задач коррекции и развития отдельно взятого ребенка, что очень важно для воспитанников  и педагогов детских садов компенсирующего вида. Поэтому  в своей работе я активно использую авторские игры. Ведь только я знаю, что именно нужно отработать с одним отдельно взятым ребёнком и сделать это ненавязчиво, в игре. Изначально  после таких занятий нередко слышала:

 — Как? Уже всё? А заниматься когда будем?
— Так мы же только что с тобой позанимались!
— Мы не занимались, мы играли!

А теперь уже и не удивляются, ведь в кабинет логопеда дети ходят не заниматься, а играть.

Хочу вас познакомить с одной из таких игр. Назвала я её «Битва красок».

Цель игры: автоматизировать звук [р] в словах, словосочетаниях и предложениях, упражнять его  в согласовании прилагательного и существительного в винительном  падеже, учить соблюдать правила.

Ход игры: двусторонние карточки делим поровну между двумя игроками. Говорим ребёнку, что существует два королевства: Розовое и Красное, карточки – это войско или жители (кому как удобно). Предлагаем возглавить одно из королевств. Участники по очереди бросают кубик (лучше, чтобы самым большим числом на нём была троечка) и забирают у соперника столько карточек, сколько точек выпало на кубике. Побеждает тот король, у которого будет численное преимущество на конец игры.

Если цель – автоматизация звука в словах, то при «захвате» карточки соперника просто её правильно называем (робот, радуга, подарок и т.д.).

Если цель – автоматизация в словосочетании, называем ее цвет (розовый робот, красный подарок).

Если цель – автоматизация во фразе, то она будет звучать так: «Я перекрашу розового робота в красного робота, я перекрашу красный подарок в розовый подарок».

Вы только послушайте,  сколько раз за игру ребёнок ненавязчиво и незаметно для самого себя произнесёт нужные нам слова!

Подобные игры очень эффективны,  они решают множество коррекционных задач. Например, позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям,  повышают устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи во время занятия, помогают избегать так называемой «кабинетной речи», то есть когда ребёнок правильно произносит звуки только в условиях кабинета под присмотром логопеда,  и тут же про них забывает за его пределами,