Почему современные дети перестают мыслить и как им в этом помочь?

Живчин Ю.В., заместитель директора 
по учебно-воспитательной работе ГБОУ школы № 297

Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.
К. Роджерс

Сегодня для нашей страны исключительно значима проблема  поддержки одаренных детей. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Именно талантливые дети и молодежь обеспечивают потенциал страны, который позволяет делать ей качественный скачок в экономической, культурной и социальной сфере.

Школьный проект «Умное поколение», реализуемый в  ГБОУ школы № 297, предполагает конкретную работу со способными детьми и детьми с признаками одаренности во внеурочной деятельности, чтобы стимулировать развитие наиболее способных школьников, содействовать их развитию, расширять базу познавательных интересов и интеллектуальных умений.

Традиционное мероприятие интеллектуальный марафон «Эрудит», проводимое ежегодно в рамках Недели начальной школы, в январе 2021 года  прошло под девизом «Делаем открытия сегодня – для себя, для страны – в будущем!» Участие в конкурсе – это замечательная возможность для ребят школы решать интересные задачи, получать новые знания, опыт и делиться ими, соревноваться со сверстниками из других классов в знаниях, умениях и пополнять портфолио документами об участии в школьном конкурсе. Интеллектуальные задания были подобраны согласно развитию и интересам детей каждой возрастной группы и направлены на познание окружающего мира, расширение кругозора, а также на развитие познавательного интереса, смекалки, на формирование желания читать книги, познавать новое.

Однако в целом уровень подготовки школьников к участию в школьном этапе интеллектуальной олимпиады «Эрудит» оказался недостаточным, в отдельных классах трудно было выделить победителей и призеров. По сравнению с прошлым периодом увеличилось количество учащихся, имеющих нулевой процент выполнения олимпиадных заданий. Высок процент обучающихся, не преодолевших 50% порог.  И хотя учителя обеспечивают  дифференцированный подход на уроках и внеурочных занятиях с одаренными детьми, выстраивают индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося, проявляющего интерес к отдельным предметам, при подготовке к урокам используют возможности Интернет-ресурсов, цифровые технологии, мы продолжаем наблюдать, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей в полной мере не раскрывается.

Конечно, «гениальный учитель с доской и мелом добьётся того, чего не добьются и 100 учителей с планшетами и компьютерными играми», как доказывает в своей книге «Мастерство учителя» Дуг Лемов, настаивая, что многое зависит от таланта преподавателя.  Конечно, многое, но не  всё…  Наш школьный учитель отменно учит предмету, обращает внимание на одарённых и на уроке, и на внеурочных занятиях. Но вот парадокс!  Если предложить детям решить по образцу даже очень сложную задачу, они справятся с ней, но стоит только немного переиначить условия, как ребята теряются. Не оттого ли, что наша программа сосредоточена больше на запоминание, а не на формирование самостоятельности мышления? Шаблонные сочинения, однообразные тесты, домашние задания по трафарету…

Но вернемся к итогам интеллектуального конкурса. Затруднение вызвало выполнение заданий таких областей  русского языка, как фонетика, лексика, этимология. Никто из самых лучших выпускников начальной школы не дал ответ на вопросы: «В каких горах вырос «Каменный цветок» П.П. Бажова?», «Чему равна длина марафонской дистанции?»  А такое  задание: «Эти две профессии похожи, но разница между ними заключается в том, что первый охраняет, а второй растит. Догадавшись, что является предметом их общей заботы, назовите эти профессии» –  вообще поставило ребят в тупик. Первоклассники не сумели отгадать загадки, а второклассники не смогли закончить пословицу, ответить на вопросы по содержанию русских народных сказок. А ведь устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности, является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, в конечном итоге, нравственного воспитания детей.

Между тем, школьники с легкостью расшифровали буквенные выражения на сложение многозначных чисел, ориентировались в вопросах нумерации, исключали лишнее, называли технические средства, с помощью которых люди узнают о новостях в мире, –  т.е. показали предметные результаты, которые достигаются в процессе изучения предмета.

Ведя урок, занятие, любому педагогу хочется, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым от того, что отворяет заветную дверцу в мир знаний, подвергает анализу факты, приобретает опыт. Всегда интересно наблюдать, присутствуя на уроках, за умственным процессом в ребячьих головах, когда педагог рад дать своим ученикам новую пищу для ума, разрешает им высказывать разные точки зрения, дискутировать, искать истину.

Недавний опрос учащихся начальной школы показал, что школьники меньше читают для удовольствия, а больше для решения практических задач. Нашлись и те, кто находит чтение пустой тратой времени.

Наши дети все разные, не каждый ребенок располагает необходимыми навыками для осуществления мыслительной деятельности. Одни имеют очень смутное представление о законах природы, другие недостаточно хорошо умеют читать и считать, третьим просто лень открыть книгу.

Нет, никто и не думает называть современных детей глупыми или ленивыми, просто хочется взять в толк, прошу простить за разговорный слог, понять, почему наши дети перестают мыслить? Почему тридцать-сорок лет назад в классе, где сидело 43 ученика (по списку 1-А школы № 36 г. Новосибирска я была последней –  фамилия начиналась с буквы «Я»), в первом классе было 14 отличников, в третьем – 10, в 8-м – 6, школу закончили с медалью – 5 (в условиях десятилетнего образования)?

Речь, конечно, идет не о медалях. В наших детях много и хороших, и много плохих черт. Меня раздражает, что мои ученики постоянно сидят на переменах, уткнувшись в свои мобильники. И мне досадно перед началом каждого урока просить выключить и убрать телефоны. Зато мне нравится, что ребята имеют свободный доступ к гигантскому количеству книг, статей, рисунков и так далее, о существовании которых я в их возрасте даже не подозревала. Но в том-то и беда, что «информации много –  знаний  мало», как сказал кто-то из известных людей. Школьники потребляют больше информации, но немного могут удержать в голове, они перестали рассказывать друзьям и  родителям новости, делиться переживаниями. Тридцать  лет назад мы полагались на свою память, сегодня дети понимают, что можно не заучивать всю информацию. Всё всегда можно проверить в Интернете.

За мои 35 лет работы в школе мне не раз приходилось встречаться с поистине одаренными детьми, но это были 90-е и начало 2000-х годов. Первоклассник (!) Саша Я. разглядывал страницу за страницей книги В.Скотта «Айвенго», быстро усваивал все прочитанное, невероятно глубоко и точно.  Через некоторое время мальчик воспроизводил на память отдельные фразы и абзацы. Второклассник Максим В., овладев на математическом кружке (внеурочной деятельности тогда еще не было) техникой рационального счета, быстро и точно производил вычисления с любыми многозначными числами, не прибегая к калькулятору. Егор Г. с конца 1-го класса мог зарифмовать любые строчки, тогда как у настоящего поэта процесс поиска рифмы к слову занимает достаточно длительное время.

Сегодня не нужно думать –  жми на онлайн-сервис подбора рифмы и … твори.

Речь идет о том, что ребенок не становится умным или мотивированным по взмаху волшебной палочки. Сколько нами было прочитано книг и журналов, сколько решено заковыристых задачек, сколько было выпущено творческих альбомов, спектаклей!  Из программы «уходил» Чехов, а мы читали на уроках «Каштанку», «Белолобого» и «Спать хочется», писали сочинения на темы «О чем чирикал воробей?», «Подснежники – Снегуркины слезы», «Сон в Рождественскую ночь». После уроков зачитывались «Хрониками Нарнии» Клайва Льюиса и «Синей птицей» Мориса Метерлинка.  Потом, инсценируя прочитанное, сочиняли «Весёлый задачник» в стиле Г. Остера.

Вслушайтесь в слова В.А.Сухомлинского из книги «Учите ребенка мыслить»: «В большой мере зависит умственное развитие ребенка от окружения, в котором он делает первые шаги познания. Речь идет, прежде всего, о человеческом окружении, о тех сложных и многогранных взаимоотношениях, благодаря которым ребенок познает мир и себя как частицу природы, как разумное, одаренное, творческое существо». Поистине, великие слова великого человека! Получается, что мы – педагоги и родители и есть то самое окружение, которое сделает с ребенком шаг в мир познания, переживая вместе с нашим учеником, сыном, дочерью «минуты изумления, удивления», объясняя тайны бытия, природы, листая страницы истории Отечества.

Воспитание и развитие ребенка происходит, в первую очередь, в семье. Многие наши родители начитанны и образованны, но  при этом имеют слабое представление, что уместно с точки зрения развития ребенка.

Выход есть один, и он очень прост. Детские годы должны стать тренировочным залом, где математика будет структурировать мышление, развивать творческие способности, грамматика – умение выражать мысли, способствовать развитию лексикона, уравновешенной нервной системы ребенка, наконец, умственному развитию, а с умным ребенком интереснее жить.

То есть нам, учителям и родителям, надо прийти на помощь нашим детям,  но не затем, чтобы делать все за них, а затем, чтобы  уйти с дороги и позволить им разобраться с задачей самостоятельно.  Такое доверие с нашей стороны благоприятно бы сказалось и на становлении ребенка как личности, расширило бы спектр его знаний и, что самое важное,  способствовало бы  его социализации.

Можно сколько угодно давать практические советы, как легко в школе и дома развивать речь и аналитические способности ребенка, прививать ему уверенность в себе и любовь к обучению. Но одно остается неизменным –  родители должны прийти на помощь своим детям. Дома с ребенком обязательно нужно разговаривать и непременно читать и  читать. Как сказано в популярном стихотворении:

Послушайте, папы, послушайте, мамы,
Доверьтесь совету, не будьте упрямы!
Ведь это кощунство, ведь это обман,
Когда вместо книги – телеэкран!

Выбросьте телек, нету в нем толку,
Повесьте на стенку книжную полку,
И по прошествии нескольких дней
Вы не узнаете ваших детей.

У детей ум очень цепкий, сам цепляет и удерживает то, что ему интересно. Если ребёнок  впечатлён, то в памяти  долго хранит то, что он однажды прочел сам или услышал от взрослого.

В школе нас учили, что «черкать на полях» учебника, хрестоматии нельзя. Однако уверяю всех, что вопросы на полях, пометки, подчёркивания очень помогали запомнить прочитанное. Схемы и зарисовки необходимы. Между прочим, этому приему меня научил мой отец, слесарь приборостроительного завода, который обладал способностью читать книги «по диагонали», сегодня это один из приемов скорочтения.  В моей семье традиционным был субботний поход в библиотеку, где по правилу матрешки на неделю отцу брали 5-6 книг, маме две и одну – мне. И это не считая читального зала между уроками, музыкальной школой и хореографической студией. Именно здесь, в читальном зале, в разное время я впервые прочитала повести Кира Булычева, Александра Волкова, Виталия Губарева. В издании популярных ежемесячных литературно-художественных журналов для школьников «Костер» и «Пионер» публиковались книги этих авторов. А потом были «Юность», «Новый мир», «Роман-газета»…

И как же не по себе становится, когда звучат строчки Л.Сперанской:

В шкафу угрюмом, в тихом зале
На полках КНИГИ умирали…
Нет, не плохими они были,
А просто люди их забыли.
Забившись в «интернета» дали,
Их просто больше не читали…

Все вышесказанное рождает и еще одну тему. «Ребенок — вовсе не просто объект воспитания. Он еще и субъект действия и познания. Он — неповторимая личность. Разные глыбы мрамора по-разному реагируют на молоток скульптора. Неужели дети одинаково реагируют на воздействие взрослых? Конечно, нет. К каждому нужен свой подход, нужна педагогическая чуткость.

Может быть, в желании воспользоваться готовым шаблоном кроется ошибка многих родителей и педагогов? Ребенок хочет любви и чувствует ее или ее отсутствие тоньше, чем глаз чувствует соринку. Любая строгость простится и любое лишение будет не в тягость, если сердце ребенка будет чувствовать любовь наставника. Без любви в воспитание лучше не соваться. И еще — не стоит браться за труд воспитания, если сам не хочешь учиться, если уверен, что все знаешь».

 Это отрывок из книги протоиерея Андрея Ткачева «Первое чудо. Беседы о браке и семье».

Давайте задумаемся: как мы учим своих учеников, воспитываем своих детей? Возможно, мы слишком опекаем их. Не лучше ли давать им свободу, чтобы они могли делать собственные ошибки и учиться на них? Нужно позволять им тренироваться решать сложные задачи еще в детстве, в школе и дома, стимулировать их желание развиваться. И тогда, может быть, мы вырастим детей, которые будут способны мыслить, рассуждать, оценивать, умозаключать.

Несколько лет назад в одной журнальной статье я прочитала, что некий немецкий ученый старался вообще не употреблять слово «проблема», а употреблял слово «ситуация», замечая, что слово «проблема» звучит уж весьма обречённо. Говоря иными словами, «проблема» – это какой-то мысленный тупик. Проблема кажется неразрешимой загадкой. Тогда как слово «ситуация» предусматривает движение, позволяет найти выход из затруднительного положения, достичь цели.

Кто рискнет спорить?  Мне такое толкование по душе.