Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа

Сенцова В.В., учитель-логопед  ГБДОУ детский сад №  36
Егорова О.В., воспитатель, ГБДОУ детский сад №  36
Яковлева М.В., воспитатель ГБДОУ детский сад №  36 

В этом учебном году наша подготовительная  к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР решили  погрузиться в  изучение традиций нашего народа, его вековым корням –  к русской народной культуре, истории.   Всем хорошо известно, что каждому человеку, чтобы жить с достоинством, пользоваться уважением окружающих, надо знать историю своего народа, его особенности и достижения.

Чтобы образовательный процесс был гармоничным, не нарушал и не перегружал комплексно-тематическое планирование, мероприятия по ознакомлению с особенностями быта, культуры, фольклором русского народа мы вписали в каждую лексическую тему недели. Например,  прошедшая тема «Посуда. Труд повара» знакомила  ребят с особенностями русской кухни,  старинными  предметами посуды. Также дети узнали о народных промыслах: Хохломе, Гжели, Жостовской росписи.

Одно из направлений нашей  работы,  которому уделяется большое внимание,  – ознакомление с народными пословицами. У каждого ребёнка в группе есть альбом, где на каждой странице записана пословица, к ней  ребёнком создана  мнемотаблица и  нарисован рисунок к художественному произведению, подобранному к пословице. Например, работая по теме «Обувь. Профессия сапожник», педагоги  знакомили детей с пословицей  «Два сапога – пара». В качестве примера вспомнили  героев литературных произведений, народных песенок, персонажей мультфильмов: Винтика  и Шпунтика, Лису Алису и  Кота Базилио,  двух весёлых гусей, живущих у бабуси, двоих из ларца – одинаковых с лица…

  Знакомство с русской культурой невозможно без народных сказок. Мы стараемся в соответствии с запланированными лексическими темами недели «поиграть в сказку».  Это и чтение, и театрализация, и художественная деятельность. С помощью родителей  в группе изготовлены различные виды театров (театр на ноге, театр на стаканчиках, на шпателях, магнитах и т.д.).

Народные традиции мы стараемся использовать и в текущих праздниках. Так, на День Матери во время посиделок  дети познакомились с понятием обереговая кукла и  изготовили в подарок мамам куклу Колокольчик. Также к этому празднику была разучена музыкальная игра «Золотые ворота».

С начала текущего учебного года наша  группа  участвует в городском проекте «Азбука в России». Родителями группы был создан и представлен ролик об  истории и достижениях русского народа. Одним из этапов данного конкурса является  создание заглавной буквы выбранного народа. Буква должна отражать главное и узнаваемое в том или ином народе. Наша буква – Р. Мы её создали в виде молодой, но высокой  берёзы с зелёной листвой, у подножья которой стоят в национальных костюмах мужчина и женщина. Рядом с ними резная телега. А на ветвях – балалайка, самовар, гармонь, банные принадлежности, бочонок мёда. И всё это разукрашено узорами лучших русских промыслов: Гжель, Хохлома, Жостовская роспись.

В декабре мы провели интерактивное мероприятие «Назад в прошлое». Для детей создали мини-музей крестьянской избы с настоящими предметами старинного быта. Дети увидели коромысло, ухват, люльку, самовар, крынку.  Всё это смогли потрогать и выполнить предложенные  задания.

Погружение в родную историю и культуру захватило и детей, и взрослых. Дети обогатили свой словарь поговорками и пословицами, выучили название некоторой старинной одежды, предметов быта, знают несколько закличек, народных игр. В свободное время и в окружающем их пространстве узнают и называют декоративную роспись.Слушают и рассказывают сами волшебные народные сказки.

С удовольствием будем продолжать погружение в родную историю и культуру.