Использование технологии музейной педагогики в рамках лексических тем в работе с группой старших дошкольников с ОВЗ (ТНР)

Из опыта работы педагогов групп компенсирующей направленности для детей ТНР (ОНР) ГБДОУ № 46 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 Синьковская А.В., воспитатель  ГБДОУ № 46
Пауль Е.В., воспитатель  ГБДОУ № 46
Кропивницкая Ю.П., старший воспитатель ГБДОУ № 46

Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его познавательно-речевое развитие? Современные дети живут в эпоху развития информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир посредством компьютера, но техника не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. И здесь основным средством развития познавательной сферы дошкольника выступает музей.

В своей работе с детьми и родителями мы используем и успешно реализуем социально-образовательный  экскурсионный проект «Музей выходного дня».

Цель проекта –  формирование целостной личности, приобщение детей к культурным ценностям и традициям.

Задачи:

  • стимулирование речевой и познавательной активности воспитанников;
  • расширение словарного запаса посредством  расширения представлений об окружающем мире;
  • формирование и совершенствование диалогической и монологической речи детей;
  • формирование самоконтроля за звукопроизношением;
  • повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
  • обеспечение социального взаимодействие с музеями Санкт-Петербурга.

В работе с детьми, которые имеют тяжелые нарушения речи, музейная педагогика оказалась незаменимым помощником. Она помогает закреплять полученные в детском саду знания и знакомить детей с новым материалом в рамках лексических тем. Атмосфера музея помогает детям сосредоточиться на новом материале, а яркие экспонаты способствуют запоминанию. Параллельно с планом изучения лексических тем на учебный год мы намечаем и посещение музеев нашего города. 

Сентябрь, декабрь – лексические темы «Дом», «Мебель», «Посуда».

Мы посещаем  Российский этнографический музей.  Он  существует более ста лет. Его экскурсоводы получили особую признательность  среди наших воспитанников и их родителей. Посетив музей,  дети  узнали о том, как люди разных народностей трудились, как строили и обустраивали свое жилье, отдыхали,  воспитывали детей, одевались, чем питались, во что верили.

 Этнографический музей обладает особой атмосферой, помогает вернуться в прошлое и побывать в  деревне, знакомой по старым народным  сказкам.  На экскурсии в игровой форме воспитанники   познакомились с  семейной жизнью русского крестьянина, узнали, как дети готовились к  взрослой жизни, в какие игры играли и как всей деревней отмечали праздники.  Именно в этом  музее ребята смогли увидеть прялку и ткацкий станок, узнали, как стирали и гладили люди сто лет назад.  Окунуться в атмосферу помогают народные игры, загадки, музыкальный фольклор. После экскурсии дети своими руками сделали народную куклу.

Во время повторного посещения  Этнографического музея состоялось знакомство с особенностями жизни, обычаями, промыслами народов Севера и Юга нашей страны. Много нового и интересного узнали не только дети, но и взрослые. Интерес к историческим корням собственной культуры способствует  пониманию необходимости уважительного отношения к устоям жизни, нравам и обычаям других народов как у наших воспитанников, так и их родителей.

Октябрь, май – лексические темы «Деревья и кустарники», «Комнатные растения», «Лес», «Войди в природу другом!», а также закрепление знаний о сезонных изменениях природе.

Посещаем ботанический сад Петра Великого. Дети изучили строение и условия жизни растений, научились сажать их, изучили  правила ухода. Знакомство с растениями пустынь и северных широт в значительной степени облегчило нам труд в процессе знакомства детей с животными Севера и жарких стран. Посетив цикл занятий «Моё хобби – гербарий», ребята научились собирать и монтировать настоящий ботанический гербарий.

Ноябрь, февраль – лексические темы «Дикие животные», «Насекомые».  Посещение Зоологического Музея Российской Академии Наук. Этот музей больше других полюбился нашим воспитанникам.  Ведь он знакомит посетителей с многообразием животного мира в разных уголках планеты. А в его залах находится более 30 000 экспонатов.

На тематических экскурсиях музея детям рассказали о природных зонах нашей страны и животных Ленинградской области, Африки, Австралии, Арктики и Антарктики. Дети узнали, как животные готовятся к зиме, как  заботятся о потомстве, как  защищаются. Познакомились с животными морей и океанов и окунулись в удивительный мир насекомых.

Январь – музей Хлеба. Название музея отражает  его суть. Наряду с экспонатами, характеризующими высокую культуру хлебопечения в древности, здесь показана история хлебопекарного дела в Петербурге.

Для детей 5-7 лет музей проводит экскурсию на тему «Колобок», в ходе которой дети узнают, кто и как раньше выпекал хлеб, для чего нужна ступа Бабы Яги, в чём когда-то варили кашу. Наши ребята побывали в магазине сладостей и на городской кухне, познакомились с русской печью, печной утварью и кухонными предметами. В ходе путешествия по музею дети  с помощью кукол-петрушек разыграли сказку «Колобок».

Отдельная экспозиция посвящена блокадному Ленинграду. Тяжёлое, суровое  время показано через бедную обстановку обычной комнаты и суточный паёк на одного человека.

Март – лексическая тема «Моё тело». Идём в музей Гигиены городского центра медицинской профилактики. Все экскурсоводы в музее – врачи. Проблема сохранения здоровья настойчиво напоминает о себе, и каждый человек должен владеть минимумом информации о причинах и следствиях возникновения заболеваний, попадая в те или иные жизненные ситуации и выстраивая свой стиль жизни.

В  путешествие по залам музея Гигиены ребята отправились вместе с мальчиком Клёпой.  Дети узнали, где могут жить микробы и как защититься от них, рассмотрели модели человеческого тела и отдельных органов, узнали о рациональном питании, о необходимости физических упражнений, о том, как защитить себя от болезней и травм  и сохранить здоровье. На примере муляжей ознакомились с тем, как правильно надо мыть руки, чистить зубы, уши. Посмотрев анимационный фильм, созданный сотрудниками музея, еще раз убедились, что сохранение здоровья зависит  от повседневного поведения самого человека.

 В музее «Вселенная воды» мы изучаем лексические темы «Морские жители», «Рыбы». Экспозиция музея построена на мультимедийных технологиях и эффектах, объемно-пространственных объектах и текстовых дополнениях. Она расположена в бывшем подземном резервуаре чистой воды Главной водопроводной станции.

Здесь мы  погрузились в загадочный и интересный водный мир. В ходе экскурсии дети и взрослые познакомились не только с  физическими особенностями самой важной жидкости на планете, но и увидели, как она изменяется под воздействием звуков, света и других явлений. Еще одна инсталляция рассказала нам о происхождении жизни на Земле, которая зародилась в воде. Интерактивный макет человека наглядно продемонстрировал, сколько воды содержится в разных органах и тканях организма.

Одна из главных тем экспозиции комплекса – «Вода в природе». В этом разделе представлено современное знание о происхождении воды на Земле, о ее уникальных свойствах, круговороте в природе. Мультимедийная карта мира показывает распределение запасов пресной и соленой воды на планете.

Кроме того в ходе экскурсии ребята обогатили свои знания об истории основания Санкт-Петербурга, его мостах, набережных, каналах, о наводнениях в Северной столице. На протяжении всей экскурсии и дети, и взрослые проявляли большую активность, задавая уточняющие вопросы на заявленную тему.  

Апрель – посвящён Дню космонавтики и Дню Земли.

Нас ждёт Центральный музей связи имени А. С. Попова. Тема нашей экскурсии – «Путешествие письма». Музейно-педагогическое занятие состояло из двух частей: интерактивной экскурсии по экспозиции «История почтовой связи» и творческого мастер-класса. 

В ходе занятия дети познакомились с Петей Лампочкиным – игровым персонажем, который помог им больше узнать об истории почтовой связи, познакомил с современными способами почтовых отправлений,  объяснил, что такое почтовый конверт, почтовая марка, почтовый транспорт, кто и как доставляет письмо, как выглядит современный почтальон и т.д. 

При переходе из одного павильона в другой, мы увидели первый гражданский спутник связи «Луч-15», подаренный музею Министерством РФ в апреле 2003 года. Благодаря  ему космонавты смогли общаться с родственниками и с Центром управления без длительных перебоев связи.

Внимание мужской аудитории привлекла выставка моделей почтовых автомобилей разных стан, начиная с 30-х гг. ХХ века  до нашего времени.

Живая непринужденная форма общения с сотрудниками музея, игры и загадки, интерактивные экспонаты и подлинные исторические предметы оставили незабываемые впечатления и желание посетить другие мероприятия музея.

Центральный музей почвоведения имени В.В. Докучаева – филиал ФГБНУ ФИЦ почвенный институт имени В.В Докучаева. Экскурсия на тему «Подземное царство». Живой мир почвы чрезвычайно разнообразен. Это сложно организованная система.  

Показать её в условиях ДОО задача непростая. Вот тут и приходит на помощь музей почвоведения. В «Подземном царстве» мы прошли по тоннелю, познакомились с обитателями почвы и узнали об их жизни, побывали в «подземном кинотеатре», просмотрели мультфильмы «Путешествие дождевого червячка», «Город бактерий», где  в доступной форме ребятам рассказали о важнейшей функции почвы – обеспечении жизни на Земле. Приятной неожиданностью стало знакомство с живыми экспонатами музея: сверчками и улитками, а также  муравейником за стеклом.

В летний период ко дню рождения А.С. Пушкина  рекомендуем посетить Мемориальный музей-лицей. Адаптированная к дошкольному возрасту экскурсия оставила в памяти у ребят и взрослых незабываемые впечатления  о жизни юных воспитанников Лицея. Ребята невольно стали задаваться вопросом: «А смогли бы они жить и учиться вдали от родных и близких, в таких, поистине, «спартанских» условиях?» В стенах этого музея по-особенному звучали стихи А.С.Пушкина, которые читали наши дети.

Для того чтобы после посещения музейных экспозиций ваши воспитанники вышли обогащенные новыми знаниями и с желанием повторного посещения этого места, необходима предварительная работа педагогов и родителей:

  1. Необходимо учесть, что рассказ экскурсовода базируется на начальных знаниях ребёнка по той или иной теме.
  2. Составить план посещения музея.
  3. Выбрать тему для экскурсии (они достаточно разнообразны).
  4. Связаться с музеем (уточнить содержание разных вариантов экскурсий (выбрать более подходящий для воспитанников), обговорить условия проведения и состава группы (дети, взрослые).
  5. Разработать маршруты прибытия детей и родителей в музей.

В условиях коронавирусной инфекции музеи города проводят онлайн экскурсии и мастер-классы. Эту технологию мы успешно используем как наглядно-демонстрационный материал для закрепления знаний воспитанников группы  в разных образовательных областях.

Экскурсии – это способ показать детям, как интересен и разнообразен мир. Это возможность оторвать их от модных гаджетов, вытащить из виртуального мира в реальный,  научить их видеть прекрасное в окружающем их пространстве, заинтересовать прошлым, настоящим и будущим страны и мира.

На экскурсиях у детей формируются модели поведения в разных условиях. Это особенно важно для социализации наших детей.

Чем больше знаешь, тем больше интересного открывается, тем больше хочется узнать еще. Знания, полученные на экскурсии, могут стать трамплином для дальнейшего изучения: темой исследовательской работы, проекта, интереса к предметам в школе. А в дальнейшем  повлиять и на выбор профессии.