Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

Алексеева Н. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. В настоящее время в детские сады приходит большое количество детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими и хроническими заболеваниями.

Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей.

Цель моей работы –  заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы взаимодействия с детьми и родителями.

Поставив цель, я определила следующие задачи:

  • Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста.
  • Организовать развивающую предметно-пространственную среду для проведения занятий с детьми.
  • Создать положительный эмоциональный настрой для  снятия  психоэмоционального напряжения у малышей.
  • Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни.
  • Учить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
  • Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей.

Свою работу строю в тесном взаимодействии с воспитателями, специалистами нашего детского сада и родителями. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным навыкам здорового образа жизни, применяя на практике различные методы, приемы и технологии.

Рассмотрим подробнее применяемые мною  технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  •  Закаливающие мероприятия: например, «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…», организую ходьбу босиком по массажным коврикам, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.
  • Динамические паузы: применяю комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки?», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.
  • Подвижные и спортивные игры: игры подбираю в соответствии с возрастом детей, местом и временем  их проведения.  Например, на прогулке  – «Мой веселый звонкий мяч», «Кто быстрее», в группе – «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка гулять» и т.д.
  • Пальчиковая гимнастика: темы упражнений самые разнообразные: «Этот толстый поросенок», «Паучки», «Домик на елке», «Крокодилы» и др.
  • Дыхательная гимнастика: очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Насос», «Волшебные бутылочки», «Каша кипит», «Чей шарик быстрее» и т.д.
  • Гимнастика пробуждения: стараюсь включать спокойную музыку, сначала делаем упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята», «Веселая зарядка». Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик – дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
  • С использованием массажного шарика Су-Джок:  малыши с удовольствием повторяют движения, стараемся проводить упражнения, сопровождая их стихами.

Детям моей группы очень нравятся массажи с использованием нетрадиционного материала: шарики Су-Джок, шишки, поролоновые палочки. Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива, если проводить его в парах или по кругу.

К технологии обучения здоровому образу жизни относятся

  •  Утренняя гимнастика: я разработала на каждую неделю комплекс упражнений и подобрала к ним музыкальное сопровождение: «Курочка Ряба», «Погремушки», «Веселые Петрушки», «Жираф» и др.
  • Физкультурные занятия: провожу интегрированные занятия с элементами изобразительной деятельности, конструирования, использую  музыкальное сопровождение, нетрадиционное оборудование – «Сенсорные мешочки», «Мячик Су-Джок».

 К коррекционным технологиям относятся

  • Артикуляционная гимнастика: я изготовила разрезную картотеку упражнений для губ, щек, языка.

Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями. Совместно с родителями я провела консультации и беседы «Рисование мыльными пузырями», «Массажные коврики», «Не болей» и др.; мастер- классы по изготовлению тренажеров на сенсорное восприятие, на дыхание, игровой массаж и т.д.

Использую папки-передвижки «Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам» и т. д.

Рекомендую родителям занимательно-игровые формы работы с интересными сказочными сюжетами, привлекающими внимание детей. Это комплексы психогимнастики: «Веселые пчелки», «Путешествия котят», «Дождевые червячки» и др., цель которых дать возможность ребенку испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений; тренируем мышцы в разных направлениях  и задерживаем  внимание на своих ощущениях.

Результаты моей работы

Сравнительный анализ показал положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования внедряемой системы и современных программ, технологий в физкультурно-оздоровительную работу ГБДОУ. Мои воспитанники гармонично физически развиваются, с желанием двигаются, им интересно выполнять разнообразные физические упражнения, они научились действиям с физкультурными пособиями. В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, они способны быстро реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое. Научились выполнять задания, действовать в общем для всех темпе. С большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми.

Закончить статью  хочу словами Сухомлинского В.А.: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».