Театрализованная деятельность как способ улучшения взаимоотношений в детском коллективе

Холина С.В., воспитатель ГБДОУ детского сада № 43 

Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать  миру добра.
Н.В. Гоголь

В своей работе воспитателем я часто сталкиваюсь с проявлением различных черт характера у детей как положительных, так  и отрицательных. Ребята более ярко проявляют  негодование, обиду, бурную радость, восторг. Некоторым детям труднее поддерживать диалог,  для них важнее  собственное действие или высказывание, чем инициатива и речь своего собеседника. Таким образом,  в группе появляются  популярные и непопулярные дети. Отношение к непопулярным  выражается в непринятии их в свои игры, в игнорировании.

Как наладить мир в детском коллективе? Как добиться того, чтобы непопулярные дети стали заметными? Для решения этой проблемы нами  проводились игры с направленностью на налаживание взаимоотношений в коллективе.  Я заметила, что именно в игре  дети очень хорошо раскрепощаются эмоционально. Ведь именно при разыгрывании сценок непопулярный ребёнок превращается в героя дня, раскрепощается, повышается  его уверенность в себе.  

Например, Ваня пришел к нам скрытным, неразговорчивым, держался в сторонке, и дети относились к нему  как к малышу. В связи с этим родители Вани очень переживали. Чтобы облегчить адаптацию мальчика, мы «разговаривали» с ним по импровизированному телефону. Я за маму, а Ваня за себя. Уже тогда  стало понятно, что мальчик  отвечает на вопросы с интонацией, эмоционально.  После адаптации в индивидуальной работе с ним стало понятно, что ребёнку очень нравятся театрализованные игры. Я  решила продолжить работу над  темой «Телефон», провести ещё несколько игровых занятий  с ребятами, сделав  Ваню лидером  одной из команд.

Игра «Телефон»

Цель:  развивать фантазию, диалогическую речь.

Ход игры:  приглашаю по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону; для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора; пара составляется из членов противоположных команд.

Темы:

  1. Поздравить с днем рождения и попроситься в гости.
  2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.
  3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.
  4. Вас обидели, а друг вас утешает.
  5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.
  6. У вас именины.

После первой сцены разговора ребята увидели, что Ваня совсем не бессловесный малыш, а довольно интересный собеседник.

Через некоторое время я предложила ребятам более сложный вариант театрализованной игры.

Игра «День рождения»

Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход: с помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения»; гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

Процесс раскрепощения  Ивана завершился на празднике Осени, где он сыграл в инсценировке роль Медведя. Всем: и ребятам, и родителям Вани –  очень понравилось выступление.

С тех пор  мальчик настолько ярко стал проявлять себя в театрализованной деятельности, что отношение детей к нему значительно изменилось. Они приняли мальчика в свой коллектив как равного. Он научился с помощью выразительных движений, жестов, мимики показывать разное настроение: удовольствие, отвращение, любопытство, грусть.

Создание творческой атмосферы помогает раскрыться каждому ребёнку как личности, применяя собственные возможности и способности

К концу учебного года у всех  ребят очевидна положительная динамика во взаимоотношениях. Я пришла к выводу,  что театрализованная игра  связывает не только детей между собой, но и родителей с детьми, родителей и воспитателей.