Чтобы люди тебе поверили и пошли за тобой, надо четко видеть цель, понимать всю ответственность, не бояться неудач

Шельмина И.Ю., директор ГБОУ школа № 464

Я – вновь назначенный директор. С коллективом школы, в которую пришла работать, познакомилась 1 сентября этого года. Меня встретил доброжелательный коллектив, треть которого – это ее выпускники. Долго привыкать к новому месту не было необходимости – все сразу пришлось по душе.

Ближе знакомясь с людьми, глубже вникая в проблемы сложившегося школьного уклада, анализируя результаты работы,  я поняла, что школе нужны перемены. Существует тенденция – при переходе в 5 класс снижается количество детей в классах. К сожалению, или к счастью, родители “голосуют ногами”, и как бы не «хорохорились» учителя старшей школы, однако,  что-то идёт не так, если дети уходят после окончания 4 класса в другие школы.

Мое вступление в должность совпало с новым пятилетним этапом ее развития. Необходимо определить новые стратегические ориентиры на ближайшие пять лет. Как сделать, чтобы планы воплотились в жизнь, а не остались на бумаге?

Школа ждет новых идей, «апгрейда», как сказали бы современные дети. Захотелось, сохраняя традиции, добавить современности, новизны. Однако основная задача – это повысить качество образования, сохранить преемственность начальной и основной школы.

Разрабатывая генеральную линию программы развития, я, конечно, руководствовалась федеральными, региональными и районными документами. Они задают вектор развития, и, если не учитывать их, можно “не поймать волну”, оказаться за бортом корабля под названием «Современная школа», который уйдет далеко вперёд. Основные цели и задачи развития школы определяются  целями и задачами национального проекта Образование. Они и легли в основу будущей программы развития.

Итак, какой я вижу свою школу через пять  лет, что считаю необходимым изменить?

Я выделила несколько направлений развития:

  1. Современная школа. Что я вкладываю в это понятие?

Современная школа должна быть комфортной. Комфорт – это не только совокупность бытовых удобств. На мой взгляд, комфорт – это такие условия, которые помогут реализоваться каждому: учителю и ученику.

Современная школа – это не только оборудование и «родные» стены, это та атмосфера, которая сохраняет работоспособность всех участников образовательного процесса, которая помогает учителю реализовать свой профессиональный потенциал, не только добросовестно выполнять должностные обязанности, но и идти вперед, развиваться, осваивать то, что еще не придумали другие.

 Школа должна быть красивой. Теперь речь идет про стены, коридоры, вестибюли, рекреации, туалеты и т.д. Окружающая среда воспитывает, поэтому она должна быть эстетичной, чтобы при входе в школу создавалось мажорное настроение. Причем создателями этой среды отчасти должны быть и учителя, и дети. Тот, кто причастен к созиданию, лишний раз подумает перед тем, как что-то испортить.

 В современной школе должно быть современное информационное образовательное пространство. Здесь хочется сделать акцент на слове «информационное». «Кто владеет информацией, тот владеет миром», – это не просто цитата. Отлаженное взаимодействие администрации и учителей, возможность учителям получить любую методическую, правовую, финансовую и т.д. информацию, наличие информационного пространства в школе, которое помогает оперативно решать любые вопросы – это та взаимосвязь, которую я хотела бы видеть в своей школе.

Школа нуждается в системе оценки своей деятельности. Важно анализировать результаты своей работы, причем уметь это делать должен и ученик, и учитель, и администрация. Что я делаю не так, в чем ошибаюсь, что можно исправить, чтобы двигаться вперед, – вот простые вопросы, которые надо научиться ставить перед собой и отвечать на них. Анализ образовательного процесса позволяет управлять ситуацией, позволяет добиваться результата, экономя ресурсы. Немаловажную роль в современном образовательном пространстве играет и методическое сопровождение образовательного процесса: у учителя должно быть в арсенале достаточно инструментов, чтобы получать высокие образовательные результаты в современных условиях. Чтобы не усложнять работу учителей и администрации количеством отчетов, необходимо осваивать современные средства коммуникации. Мне кажется, в решении этой задачи поможет умелое сочетание очного и дистанционного взаимодействия, владение цифровыми технологиями.

  1. Учитель будущего

Все мы родом из детства, и хорошо  знаем, как много зависит от учителя!  Но когда становишься руководителем образовательной организации,  эта фраза приобретает особый, глубочайший смысл. Как сделать, чтобы каждый учитель был личностью незаурядной, саморазвивающейся, творчески мыслящей?!

 Учителю надо создать условия, чтобы у него хватало времени для подготовки к урокам и занятиям, для профессионального роста, самообразования, досуга. Нам не достичь высоких образовательных результатов, не подготовить выпускников к условиям современного мира, если учителя не будут владеть современными педагогическими технологиями, особенно теми, которые развивают критическое мышление.

Мне хочется, чтобы все учителя в моей школе с гордостью носили звание «Петербургский учитель» не только потому,  что они участвовали в одноименном конкурсе, а потому что они понимают, что петербургская школа – это особый стиль, особый статус, который надо заслужить, и который ко многому обязывает. В этой области придется потрудиться. Нужно научить учителей выстраивать коммуникации с сегодняшними учениками (как это ни странно звучит), родителями, коллегами. Нужно научить их владеть эмоциями и уметь договариваться, искать компромисс. Нужно воспитывать и формировать корпоративную культуру. Как ни печально, но зачастую в словах и поступках учителей разного возраста проявляется потребительское отношение к работе, детям, коллегам. Решение этой проблемы я вижу в организации серии психологических тренингов, индивидуальной работы с педагогами. Мне кажется, что здесь поможет наставничество, как система передачи профессиональных знаний, как инструмент наращивания профессиональных компетентностей педагога: от опытных – молодым, от молодых – опытным, от учеников – к учителю.  Внедрение перспективного индивидуального плана профессионального роста педагога, в котором будет отражена вся деятельность учителя на 3 года, поможет не только выстроить и упорядочить свою профессиональную деятельность, но и избежать тех авральных ситуаций, которые часто стали возникать в школе. Стимулировать деятельность учителя поможет, на мой взгляд, организация различных ярмарок педагогических достижений. Учитель должен быть счастливым человеком, и я готова создавать для этого все условия!

  1. Успех каждого ребёнка

Важность этого проекта неоспорима. Каким будет наш выпускник, насколько он будет успешен, как сумеет реализовать себя в современном мире, сумеет ли принести пользу нашей стране (об этом почему-то не говорим в последнее время, ставя во главу угла лишь личные успехи) – это тот результат, на который должны быть направлены все наши силы. Я мама выпускника, и поэтому очень переживаю, какое место школа занимает в жизни подростка. Как помочь ребёнку в выборе своего места в жизни?

Я выделила бы несколько направлений.

Во-первых, требует изменений система внеурочной деятельности. Мне кажется, она должна быть многоуровневой. В 5-6 классах сделала бы акцент на развитие природной любознательности ребенка, которая помогает развить мотивацию к обучению. А с 7 класса расширила бы спектр курсов внеурочной деятельности, направленных на профориентацию школьников. Организовала бы клубы, главная задача которых развитие интереса ребёнка к различным областям общественной, учебной деятельности. Важно, чтобы эта деятельность не превращалась в урок!

Во-вторых, в школе разработана система проектно-исследовательской деятельности. Следующий шаг – вывести её на новый уровень, т. е. открыть ребятам путь на городские, всероссийские, международные конференции, где они смогли бы представить результат своей работы. Это хороший опыт – выступление на разных площадках. Школьникам надо создавать условия, где они могут знакомиться со сверстниками из других школ и регионов, их опытом, чтобы уметь сравнивать результаты своей работы, оценивать себя, двигаться дальше в своих исследованиях. Чтобы проектная деятельность была не просто требованием ФГОС, а ещё и сохраняла дух творчества,  можно внести в эту деятельность элемент соревнования и устраивать фестивали проектных работ. Моя мечта в этом направлении – создание библиотечно-информационного центра, такого пространства, где каждый школьник смог бы найти любую информацию, не выходя из школы, место проведения творческих встреч, дискуссий, конференций.

В-третьих, нельзя обойти вниманием развитие ученического соуправления. Именно этот участок воспитательной работы позволяет развивать социальную одаренность, воспитывать лидеров, формировать чувство ответственности в  сознании ребят, что позволит в дальнейшем делегировать полномочия подросткам, научит их работать в команде.

Ни для кого не секрет, что работа школы оценивается в том числе и по количеству призовых мест во всероссийских предметных олимпиадах и конкурсах. Где найти этих звёздочек, как отыскать самородков, которые не всегда показывают хорошие учебные достижения? Я убеждена, что все зависит от взаимомотивации учителя и ученика. Только заинтересованность учителя сможет увлечь ребёнка. Отсюда вывод – развиваем систему стимулирования учителей.

  1. Социальная активность

Как хорошо, что в школе есть для этого все условия! Успешно работает школьный музей. Мы можем расширить его деятельность: создать на его базе патриотический клуб, организовать школу экскурсоводов, проводить тематические выставки к памятным датам и ярким событиям. И все это можно реализовать в рамках проектной деятельности школьников. Есть энтузиасты-учителя, которые вовлекают ребят в игру «Зарница», устраивают театрализованные постановки, организуют помощь старикам и инвалидам.

Это тот участок работы, который позволяет привлечь родителей. По крайней мере, мне кажется, с этого надо начать с ними работать. Как перевести родителя из лагеря сторонних наблюдателей в лагерь союзников и помощников? Мне представляется только один выход – вовлекая их в процесс воспитания и обучения. Они могут участвовать не только в соревнованиях «Мама, папа, я – дружная семья», но и в просветительской деятельности в профилактике правонарушений, организации спортивно-массовых мероприятий, школьных праздников, проектно-исследовательской деятельности школьников. Им можно доверить и контроль. Мы начали с простого: поручили родителям проверку организации питания школьников. И это принесло свои результаты – в лагерь союзников они еще не перешли, но существенную помощь уже оказывают. В перспективе – создание рабочего управляющего совета школы.

Я – вновь назначенный директор. Я не все умею  и понимаю, чтобы осуществить задуманное, надо многому научиться. Чтобы люди тебе поверили и пошли за тобой, надо четко видеть цель, понимать всю ответственность, не бояться неудач. И у меня есть единомышленники. Все основные идеи развития школы совместно обсуждались, разрабатывались и были одобрены педагогическим коллективом. Поэтому есть уверенность, что все задуманное мы сможем осуществить.

Школа – это то место, где в современном мире возможны открытия, надо только научиться их видеть, не пройти мимо.