Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Коноплёва О.А., учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната № 8
Ляликова Е.В., учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната № 8

Одно из самых главных условий для учителя, работающего с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, – это принятие того, что эти дети не являются неполноценными. Просто такие ребята всё делают медленнее: взрослеют, думают, сосредотачиваются. Им требуется больше внимания, понимания, заботы, доброты, тепла. Наша задача заключается в том, чтобы обучать таких детей не с позиции, чего они не могут в силу своих особенностей, а с позиции, что они могут, несмотря на имеющиеся нарушения.

Учебный процесс мы организуем в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ, основной идеей которого является единство обучения, воспитания и развития. Мы определили для себя следующие принципы организации работы с детьми  с задержкой психического развития:

  • использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности;
  • индивидуальный подход на всех этапах обучения и воспитания;
  • стимулирование познавательного интереса различными занимательными приёмами (упражнениями, дидактическими играми, загадками, задачами-шутками и т.д.);
  • максимальное включение слухового, зрительного и тактильного анализаторов;
  • создание здоровьесберегающих условий на уроках для предупреждения и снятия умственного утомления;
  • повторение изученного материала на каждом уроке.

Прочность знаний, умений, навыков достигается специальной работой, направленной на закрепление знаний и выработку навыков. Повторение – это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Каждый ребёнок c ОВЗ  имеет свойственные только ему качества и уровень развития, темп работы. В классах учатся дети с нарушением произвольного внимания, которым трудно сделать усилие и сосредоточенно слушать и воспринимать информацию. Таких ребят мы больше спрашиваем, чтобы они не «выпадали» из урока. Говорить и объяснять стараемся, неоднократно убедившись в том, что ребёнок слышит. Если после инструкции выясняем, что ученик не понял и не приступил к работе, то осуществляем индивидуальный подход. Также, учитывая индивидуальные особенности детей и различный темп их работы, на уроках предлагаются задания дифференцированного характера, создающие ситуацию успеха для каждого.

Очень часто на практике мы сталкиваемся с тем, что ребёнок, не справляясь с выполнением задания, расстраивается и проявляет при этом неадекватную реакцию: агрессирует, замыкается в себе, отказывается от дальнейшей работы. Его реакция на неудачу оказывает негативное влияние на весь класс. В работе с детьми с задержкой психического развития очень важную роль играет эмоциональный настрой. Обеспечение психологического комфорта детей, их эмоциональное благополучие – это условие для достижения положительного результата в обучении детей.

Для учеников, требующих особого подхода в обучении и воспитании, мы пытаемся найти те сферы деятельности, в которых они могут проявить инициативу и заслужить признание в классе, школе. Это участие в предметных олимпиадах и творческих конкурсах.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует большого терпения и веры в то, что все предпринятые усилия увенчаются успехом. Однако она должна идти не только от учителя, но и от родителей. Часто родители делают что-то за своих детей, имитируя успех. Это и нарисованные взрослыми рисунки, и сделанные ими поделки, проекты, а иногда даже и выполненное домашнее задание. Такая помощь мешает и не даёт положительных результатов.  Поэтому мы стараемся напоминать родителям об особенностях их детей, неизменно хвалим каждого ученика за проявленную самостоятельность, создавая тем самым ситуацию успеха. Но есть и другая категория родителей, которые, наоборот, не принимают участия в обучении и воспитании своих детей, не интересуются их успехами, не помогают преодолеть возникшие трудности. Таким родителям мы говорим о важности доверительных отношений с ребёнком, о том, что именно семья является основным примером всех показателей и построения жизни ребёнка. В конце недели мы проводим консультации для родителей по возникшим вопросам обучения и воспитания. К сожалению, в период пандемии такие встречи перешли в онлайн-формат, но ни один экран не заменит живого общения.

«Ваша вера определяет ваши действия, а ваши действия определяют ваши результаты, но сперва вы должны поверить»,  – говорил американский творческий и мотивационный оратор, тренер, психолог и писатель Марк Виктор Нансен. Так и мы стараемся верить в успех наших учеников и вселять в них веру в свои возможности, помогаем родителям поверить в своих детей, чтобы достигнуть желаемых результатов в  их обучении и воспитании.