Психогимнастика по методике М. И. Чистяковой на музыкальных занятиях в группах детей с ОВЗ  как средство психомоторного развития дошкольников  

Колмакова Л. С., музыкальный руководитель  ГБДОУ детский сад № 43 

Данная работа имеет значимость для практической деятельности музыкальных руководителей, воспитателей и специалистов ГБДОУ, работающих в группах детей с ОВЗ, так как раскрывает возможности использования психогимнастических упражнений, способствующих психомоторному развитию детей дошкольного возраста.

В своей работе я использую психогимнастику по методике М. Чистяковой. Термин «Психогимнастика» появился в начале 1960-ых годов.

«Психогимнастика» имеет широкое значение, так как разные авторы вкладывают в нее неодинаковое содержание.  Психогимнастику можно рассматривать как курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной, эмоционально-личностной), и как  курс специальных упражнений и игр, позволяющих активизировать межполушарные взаимодействия, способствующих  развитию межполушарных связей, синхронизации работы полушарий.

Таким образом,  инструменты психогимнастики –  это:

  • этюды;
  • игры и упражнения, способствующие познавательному и эмоционально- личностному  развитию ребёнка  и коррекции различных сторон его психики;
  • мимические упражнения;
  • релаксация;
  • коммуникативные игры и танцы;
  • этюды на развитие выразительности движений;
  • инсценировки;
  • музыкотерапия.

 Основные задачи методики – научить ребенка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения.

Главная цель – сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

У детей, овладевающих психогимнастикой, вырабатываются положительные черты характера: уверенность, честность, смелость, доброта;  изживаются невротические проявления: страхи, опасения, неуверенность.

Следует отметить, что такие занятия, прежде всего, показаны детям с ОВЗ с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Заметим, что необходимо использовать психогимнастику в психопрофилактической работе и  с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Незаметно для ребенка через создание игровой ситуации мы помогаем ему научиться элементам техники выразительных движений, способствующих  воспитанию эмоций и высших чувств,    приобретению навыков  саморасслабления, снятия напряжения,  корректировке  настроения  и даже отдельных черт характера.

Для решения задач музыкально-оздоровительной работы дошкольников  психогимнастика внедряется во все элементы музыкального занятия:

  • приветствие; психогимнастическое упражнение для настройки на занятие;
  • вводная ходьба; этюд на развитие выразительности движений;
  • слушание музыки (активное и пассивное); музыкотерапия;
  • пение, песенное творчество; мимические упражнения;
  • танцы, танцевальное творчество: коммуникативные игры и танцы, инсценировки;
  • театральное творчество с элементами психогимнастики (мимика, пантомимика);
  • игра на ДМИ; творческое музицирование;
  • прощание; психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Сказка «Теремок», например,  даёт прекрасную возможность  вариативного  сочетания психогимнастики и  музыки, использования гимнастики и сказок-шумелок (сказки с шумовым оформлением).      Сказка должна быть представлена детям визуально в виде презентации и озвучена, что дает возможность задействовать зрительные и слуховые анализаторы. В данный вариант психогимнастики включены психогимнастические упражнения и движения, пальчиковые упражнения, используются шумовые предметы.

При использовании такого варианта психогимнастических упражнений важно учитывать:

  • сказка или история должна быть знакома детям;
  • педагог выполняет и показывает движения вместе с детьми;
  • не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами;
  • выполняемые упражнения должны быть доступными и не вызывать затруднений у детей;
  • шумовые предметы и инструменты должны быть знакомы детям, чтобы не отвлекать от самого процесса психогимнастики.

Какие этапы психогимнастики следует пройти для успешного применения на практике:

  • разработать подробный календарный план;  
  • сделать подборку психогимнастических упражнений для старшего дошкольного возраста;
  • проводить музыкальные занятия, развлечения с элементами психогимнастики;
  • подобрать материал (наглядные пособия, видео, аудио) для консультаций воспитателей, родителей, педагогов своего и других ГБДОУ;
  • записать видеоролики с элементами психогимнастики и вести работу по распространению опыта в соцсетях  с получением ответных комментариев.

При работе с родителями  можно использовать социальные сети, где выкладываются видеоролики  упражнений по психогимнастике.  Родители могут пользоваться упражнениями и этюдами, которые знакомы детям. Они хороши, когда  вы ждёте своей  очереди в поликлинике  или едете в путешествие. Это отличная замена гаджетам.

Практическое применение этой методики возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива. И если оценить ее значимость, можно с успехом применять технологию в своей деятельности.  

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения и выступает как средство психомоторного развития дошкольников.