Инклюзивное образование на уроках физической культуры в условиях современной школы

Никифорова Н. А., учитель физической культуры ГБОУ школы № 335

На данный момент все больше родителей хотят, чтобы их ребенок с особенностями в развитии обучался вместе со своими сверстниками и был включен в обычное детское сообщество. В связи с широким развитием инклюзивного образования  многие школы готовы поддержать это направление,  и наша школа не исключение. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12  предусматривается совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Это очень актуально, так как с каждым годом растет количество детей с проблемами здоровья.

Более 22% детей нашей школы относятся к подготовительной группе здоровья, 14 обучающихся имеют специальную медицинскую группу здоровья, из них четверо –  дети инвалиды.  Большинство детей с ОВЗ освобождено от физической нагрузки в спортивном зале, зато посещение  бассейна  им рекомендовано.  К этим детям  учителя применяют дифференцированный подход и ставят оценку  за  теоретическую работу  на уроках физкультуры и практическую работу на уроках плавания.

Для детей-инвалидов составлен индивидуальный учебный  план, который  обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. И конечно, для этих ребят обязателен  урок плавания.

Уроки проводят учителя физической культуры, не имеющие специального медицинского образования, поэтому работа ведётся с учетом рекомендаций врача. Мы все по умолчанию знаем, что занятия в воде очень полезны для здоровья.  Наши ребята с удовольствием посещают уроки плавания, которые не только укрепляют мышцы, развивают выносливость и координацию, но и способствует снятию неврологических проявлений у ребенка: переутомления, повышенной возбудимости  или, наоборот, стимулируют  умственную деятельность. Нагрузки в бассейне довольно солидные, при этом  всю нагрузку обучающиеся воспринимают как отдых или забавную игру. Уроки плавания развивают волевые качества, внимание, умение управлять своими эмоциями, формируют адекватную самооценку.

Организация такого обучения связана с определенными трудностями.

Наш бассейн изначально построен  как спортивное сооружение для обучения плаванию обучающихся образовательного учреждения, поэтому в нём не предусмотрены вспомогательные сооружения и специальное оборудование, облегчающие работу  с детьми, имеющими  ограниченные возможности здоровья: пологие лестницы,  приборы для открывания и закрывания  дверей, горизонтальные поручни, а также  специальные ручки, рычаги, краны и многое другое. Но работа ведется. И как гласит народная мудрость: «Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая».  Наверное, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь, несмотря на боль, оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью. Детям с ОВЗ доступны  такие же радости, что и здоровым детям, в том числе и  занятия спортом – это плавание, участие в играх, праздниках, мероприятиях.

Наши дети – активные участники, призеры и победители  районных и городских соревнований, например,  Спартакиады для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, а также праздника на воде «Победы на водных дорожках».

И как знать, может кто-нибудь из них станет участником параолимпийских игр!