Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Ерошенко Т.И., учитель-логопед ГБДОУ № 46

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией и разными речевыми нарушениями. Среди воспитанников, нуждающихся в коррекции  речевого развития,  высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, речевого дыхания. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. 

В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Меня давно интересует эта тема. В ноябре 2017 года на базе нашего детского сада я выступала на КМО педагогов групп компенсирующей направленности Пушкинского района Санкт-Петербурга с темой «Особенности логопедической работы в подготовительной группе компенсирующей направленности при подготовке к тематическим праздникам».  Я представила коллегам  комплексы дыхательной и артикуляционной гимнастик, провела для них практикум по пальчиковой гимнастике  с использованием массажных колец Су-Джок.  В мае 2020 года принимала участие во Всероссийском онлайн семинаре «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе» и участвовала в мастер-классе.   

Современные требования к педагогу требуют постоянного самообразования и совершенствования. Изучив опыт коллег и дополнительную литературу, я систематизировала материал и создала кейс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе по речевому развитию». Туда вошли следующие практические материалы:

  1. Артикуляционная гимнастика (традиционные и нетрадиционные упражнения).
  2. Упражнения для развития мелкой моторики:
  • пальчиковая гимнастика;
  • игры с карандашами;
  • пальчиковые шаги;
  • игры с прищепками.
  1. Формы работы с Су-Джок шарами.
  2. Элементы самомассажа.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Голосовые упражнения.
  5. Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Гимнастика для глаз.

Все выше перечисленные компоненты проводятся мной ежедневно либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста с ТНР.

На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты.