Сказка как обязательный инструмент воспитания

Игнатьева Л. В.,воспитатель ГБОУ школы-интерната № 8
Рузанова Я. Н., воспитатель ГБОУ школы-интерната № 8

Ребенок, идя в первый класс, думает, что впереди у него одни уроки и задания, то есть начинается тяжёлая трудовая жизнь. Однако мы для учеников начальных классов попытались организовать плавный переход от детского сада к школе и решили первые годы учёбы продолжить знакомство детей с царством сказочного, неизвестного. Воспитатели ГБОУ школы-интерната Игнатьева Л. В. и Рузанова Я. Н. создали программу «В мире сказок и чудес», которая позволяет детям отвлечься от учёбы и в то же время задуматься о своих поступках, о поступках одноклассников и своем поведении.  

 Сказка многофункциональна, она даёт простор для воображения, формирует художественно-эстетический интерес и нравственное развитие ребенка, способствует развитию эмоций. Воспитательное значение сказок проявляется в том, что они способны оказывать влияние на формирование личностных качеств ребенка. На примере героев сказок лучше усваивается жизненная информация. Чтение и просмотр сказок расширяют словарный запас ребенка, сказка учит сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, учит доброте и помощи, учит слушать и познавать.

Работая по программе «В мире сказок и чудес», мы столкнулись с тем, что многих сказок дети не знают, им в детстве их не читали, они не смотрели фильмы и мультфильмы по этим сказкам. Смысл знакомых сказок был детям непонятен, так как дома прочитанное не обсуждалось. Где добро? В чём зло? Некоторые из наших воспитанников не могут ответить на эти вопросы. Поэтому мы считаем очень важным объяснять детям смысл сказок, для чего они написаны, что автор хотел рассказать с их помощью, поясняем поступки и поведение героев, делаем вместе выводы. Всё это позволяет ребенку понять мотивы и своих поступков, и поступков окружающих, научиться взаимодействовать с людьми, то есть стать более уверенным и свободным, найти своё место в окружающем мире.

В своей работе по программе «В мире сказок и чудес» мы стремимся пробудить в детях лучшие качества: доброту, сопереживание, сочувствие, умение оказать помощь в трудную минуту — и стараемся через работу со сказкой уберечь их от злости, равнодушия и эгоизма.