Технологии развития личностных универсальных учебных действий

Веремей А.Д., учитель географии ГБОУ школы-интерната № 8

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Человек, появившись в этом мире, познает его в течение всей своей жизни. Особенно эффективны познавательные процессы в школьном возрасте. Именно в школе у учащихся формируются познавательные универсальные учебные действия. На основе познавательных универсальных учебных действий у учащихся в школе формируются личностные универсальные учебные действия, необходимые  данной  конкретной личности.

Обладая определенным набором личностных универсальных учебных действий, человек может вступать в общение с подобными  себе людьми на уровне научного мировоззрения. Так у учащихся начинают формироваться коммуникативные универсальные учебные действия.

Научившись общению c окружающими, человек может заниматься самосовершенствованием:

  • самообразованием,
  • самовоспитанием,
  • саморазвитием,
  • коррекцией своей личности.

Так начинается процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться; формирование образа мира, развитие самосознания, целеустремленности и настойчивости в достижении целей; критичности к своим поступкам и нетерпимости к действиям, представляющим угрозу жизни и здоровью личности и обществу.

Личностные универсальные учебные действия на уроках географии (жизненное, личностное и профессиональное самоопределение) формируются на основе общеучебных педагогических технологий.

Применяя на своих уроках технологию «Урок как технология обучения», учитель формирует у учащихся учебную мотивацию, самостоятельность, ответственность, организованность. Развитию учебных действий и их коррекции в процессе обучения способствует технология коррекционно-развивающего обучения. Технология организации самостоятельной деятельности школьников учит самостоятельно добывать знания из различных источников, воспитывает интерес к научным знаниям и ответственность за свою учебу. Учебные действия, направленные на умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, формирование устойчивого познавательного интереса развиваются в процессе использования технологии организации исследовательской деятельности.

Проектная деятельность развивает проектные способности и понимание значимости результата проектной деятельности. Технология проблемного обучения учит формулированию и решению проблемных ситуаций как своих личных. Развитие критического мышления формирует эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся  в поступках, направленных на помощь; формирует критическое отношение к своей личности, уровню образования, образу жизни, окружающему миру. Профилактике заболеваний, сохранению здоровья, формированию здорового образа жизни и здоровьесберегающей среды способствуют здоровьесберегающие технологии.

Воспитание в процессе обучения самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности; формирование нравственных, эстетических, мировоззренческих установок – задача воспитывающих технологий.

В методике обучения географии накоплен значительный опыт применения специальных геообучающих технологий, направленных на развитие личностных учебных действий. Это  технологии формирования приемов учебной работы и развития основных географических умений; технология логических опорных конспектов и логических опорных сигналов применительно к географии; технология дифференцированного обучения и «экологические» технологии; технологии коммуникативно-диалоговой деятельности; технологии модульного и проблемного обучения; технология организации уроков на местности; технологии проведения музейных уроков. Так в пятом классе проводится урок на местности по построению плана школьного двора – глазомерная съемка местности с помощью компаса, при этом ученики учатся ориентироваться, измерять расстояния на местности шагами и дальномером, использовать условные знаки при вычерчивании плана местности. В шестом классе при знакомстве с геосферами ученики учатся высказывать свое мнение по проблемам: «В чем суть теории литосферных плит?», «Как изменяется облик материков и океанов?», «Тропосфера «кухня погоды?», «Как человек воздействует на природу?». В седьмом классе проводятся творческие работы по созданию контурных карт изучаемых стран и составлению их характеристик. В восьмом классе урок на тему «Арктика – фасад России» проводится в музее Арктики и Антарктики. В восьмом и в девятом классах при изучении географии России ученики под руководством учителя с помощью географических карт и статистических данных составляют опорные конспекты по отраслям хозяйства России, природным регионам и экономическим районам России.

Формирование личностных универсальных учебных действий особенно ценно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, так как владение такими действиями корректируют у детей мотивацию учебной деятельности, морально – нравственные основы поведения и способствуют жизненному самоопределению, то есть  определению своего места в обществе, выбору ценностных ориентиров, определению своего способа жизни.