Удивительный ТАНГРАМ: использование геометрического конструктора Танграм в работе с дошкольниками

Трущенко С.Ю., воспитатель ГБДОУ детского сада № 8

Человечек из ТАНГРАМА
Славный вышел у Натана,
У Никиты и у Ксюши,
Ромы, Даши и Ильюши,
У Витали, Стёпы, Яна
Сделано всё без изъяна!
Все фигуры разные,
Оттого и классные!

 Головоломки – игрушки на все времена. Это и способ развлечения, и отличный тренажер для мозга, развивающий логику, внимание, образное мышление и мелкую моторику. Успешность освоения игр-головоломок в дошкольном детстве зависит от уровня сенсорного развития детей. Конструируя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разделения и  составлять их из частей. Такие игры просто необходимы для детей с общим недоразвитием речи, так как стимулируют образное, пространственное мышление, развивают память и воображение, способствуют совершенствованию интегративных функций посредством координации в системах «глаз-рука» (зрительно-моторная интеграция) и «ухо-глаз-рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция).

ТАНГРАМ  используется мною в логопедической работе со старшими дошкольниками под конкретный педагогический замысел для решения конструктивных и творческих способностей детей в интеграции с речевым развитием: для обогащения речи детей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Разработана и внедряется программа «Удивительный ТАНГРАМ». Для её обеспечения в группе создана соответствующая развивающая среда: из пластика изготовлены на каждого ребенка наборы ТАНГРАМ большого и маленького размера, разного цвета, из различных материалов (картон, пластик, дерево),  изготовлены схемы с различной степенью сложности, распечатаны с помощью родителей схемы и силуэты   различных объектов. Обучение происходит в три этапа, основываясь на принципе постепенного усложнения. На первом этапе  мы с детьми осуществляем путешествие в страну геометрических фигур головоломки «ТАНГРАМ» и знакомимся с 7-ю танами этой древней игры.

Есть веселая игра
Называется ТАНГРАМ.
Треугольников в ней пять,
Нам не трудно сосчитать.

Два больших и меньших два –
Половинки среднего.
Есть еще один квадрат,
Он не новость для ребят.

И еще в игре ТАНГРАМ
Видим параллелограмм.

Обучение ведется по календарно-тематическому принципу на основе изучаемой лексической темы. Например,  изучая тему «Фрукты», конструируем яблоко,  «Домашние животные» – кошечку, «Новый год» – ёлочку или конфетку и т.д. Чтобы заинтересовать детей, подбираю игровые задания в зависимости от возможностей и интересов детей, осуществляю подбор речевого материала к каждому заданию: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физкультминутки – все они просты,  интересны, легко воспринимаются и запоминаются детьми.

Далее задания усложняются, детям предлагаются уже более сложные схемы. На втором этапе дошкольники осваивают основные игровые приёмы, приобретают навыки конструирования и выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.  При работе с Танграмом  сочиняем с детьми разные сюжеты, сказки или используем литературный материал, например: «Дело было в январе», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Теремок» и т.д.

На третьем этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания, предлагают новые решения предложенных задач. Для создания больших коллективных композиций «Морские обитатели», «Космодром», «Веселый зоопарк» часто используется всё помещение группы. В этом также проявляется инновационный подход. Вместе с ребенком обсуждаем, какой именно кораблик, домик или другой объект он хотел бы построить.  Педагогом  создаётся творческая атмосфера, поощряется и поддерживается детская инициатива.

Переход от одного этапа к другому осуществляется постепенно, дети находятся на разных этапах  освоения Танграма, каждый выбирает себе задание по силам самостоятельно  или с помощью педагога  с учетом индивидуального темпа и  с учетом зоны ближайшего развития. Очень важно, что  ТАНГРАМ  как технология развивающего обучения способствует  развитию всей целостной совокупности качеств личности ребенка, развивает познавательный интерес, желание и потребность узнать новое.  Играя с головоломками, дети не только развивают конструктивно-творческие способности, но и закрепляют разнообразный речевой материал, автоматизируют поставленные звуки. При составлении рассказов по результатам конструирования у детей заметно расширился  качественный словарь: сформировалось умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Дети составляют простые и сложные предложения, рассказы о своих действиях при  выкладывании той или иной картинки, демонстрируют умение гибко и оригинально мыслить, видеть обыкновенный предмет под новым углом зрения.